largo (ит. ла́рго)

Назад

Очень медленно; широко.

Показатель темпа, который многие теоретики XVIII века, особенно во Франции, считали самым медленным из всех: Руссо (1768) назвал его самой медленной из пяти основных степеней движения в музыке, и многие другие авторы согласились с ним; но среди них нет единого мнения. более ранние авторы писали о его связи с такими обозначениями, как адажио, ленто и граве. Ранние итальянские писатели и обыватели 19-го века, по-видимому, были более последовательны, помещая его где-то между адажио и анданте: несомненно, именно в этом смысле Бах использовал его для вступительной фуги своей си-минорной мессы, а Вивальди использовал обозначение Ларго-ма-пью к анданте.
Ларго относительно часто появлялся в музыке с начала 17-го века, хотя обычно для обозначения контраста в темпе внутри более быстрой части. Каччини ("Новая музыка", 1601) включил инструкцию "Эскла с мизурой для большого круга"; Фрескобальди ("Партии и токкате", 1615) рекомендовал largo для прогонов и украшений; и аналогичное использование в "Джованни Сципионе" (1650) подтверждает вывод о том, что для них, по крайней мере, largo был основным. это уже скорее темп, чем аффект. Преториус (Syntagma musicum) дал уравнение adagio: largo: lento: langsam. В конце 17-го и начале 18-го веков этот термин обычно применялся к третьей части сонаты да кьеза в размере 3/2 и ритме сарабанды.
В Англии ларго, возможно, занимало более прочное положение, аналогичное анданте в более поздние века. Перселл в предисловии к III части своей сонаты (1683) назвал largo, наряду с presto largo и poco largo, умеренным темпом между adagio и allegro; а в анонимном "Кратком пояснении" (Лондон, 1724) дал последовательность adagio, grave, largo, vivace, allegro, presto.
В "Словаре музыки" Броссара (1703), за которым последовал "Музыкальный словарь" И.Г. Вальтера (1732), приводится интересное описание ларго:
Очень медленно, как бы расширяя ритм, и часто необычно выделяя основные акценты и т.д. Это происходит, прежде всего, в итальянском речитативе, в котором часто не соблюдается равномерность ритма, потому что это своего рода декламация, в которой актер должен следовать движению страсти, которая его волнует и которую он хочет выразить, вместо того, чтобы следовать равномерному и регулируемому ритму.
“Ларго Генделя” ("Ombra mai fù" из Ксеркса) на самом деле обозначено как ларгетто.