dolce (ит. до́льче)

Назад

Нежно, сладко.

Слово, самое раннее использовавшееся в музыке, по-видимому, указывало на настроение и стиль исполнения, а не на динамику. Броссар ("Словарь", 1703) дал такое определение дольче, наряду с "дольчементе" и "сладкой манерой"; анонимное "Краткое объяснение" (Лондон, 1724) последовало его примеру в определении "сладкой манеры". Но в 1768 году Руссо (статья в словаре "Doux") сказал, что dolce, doux и piano также означают просто "тихий", хотя и добавил, что некоторые итальянские пуристы считали, что dolce может также означать più soave, что более или менее соответствует французскому louré. Вероятно, все три слова использовались довольно свободно в 17-м и 18-м веках, хотя фортепиано уже в 17-м веке начало развивать свою независимую традицию. В 19 веке слово "дольче" часто использовалось как альтернативное обозначение тихой игры; и среди оркестровых музыкантов бытует старая легенда, что "дольче" означает "играй громко", потому что оно специально обозначает фразы, которые должны звучать тихо, но при этом подчеркивать оркестровую фактуру. Форма превосходной степени "дольциссимо" (существующая только в музыкальном контексте) также распространена и часто сокращается до "дольцисс". Примерами использования dolce, когда оно явно не является показателем динамики, являются mf e dolce в квартете № 1 соч.59 Бетховена и f dolce, открывающие финал Третьей симфонии Шумана.