basso continuo (ит. бáссо конти́нуо)

Назад

Цифрованный (непрерывный) бас.

Непрерывная игра в различных ансамблях была искусством, практиковавшимся исполнителями на аккордовых инструментах по всей Европе в течение примерно двух столетий после 1600 года. В качестве инструментов использовались клавишные (орган, клавесин), щипковые струнные (читарроне/теорбо, лютня, гитара, арфа) и смычковые струнные (лирон, бас-виола, виолончель). Континуо было основополагающим в музыке XVII и XVIII веков до такой степени, что его характерная манера записи - фигурный бас (итал. basso numerato; фр. basse chiffrée; нем. bezifferter Bass), также стал основой для преподавания композиции и анализа и использовался в теоретических целях на протяжении 19-го и 20-го веков (см. также Generalbass и Thoroughbass).

Basso continuo (сквозной бас или чистокровный бас; фр. basse continue; нем. Generalbass) - инструментальная басовая линия, проходящая через всю пьесу, над которой исполнитель импровизирует ("реализует’) аккордовое сопровождение. Бас может быть фигурным, с обозначениями и цифрами ("фигурами"), расположенными над ним или под ним, чтобы указать требуемые гармонии. Реализация континуума - это, по сути, искусство импровизации, и многое остается недокументированным и неоднозначным; большинство методов фигурного баса были опубликованы для обучения элементам гармонии, а не искусству аккомпанемента. Вопросы исполнения включают в себя не только то, где и когда играли на различных инструментах, но и манеру исполнения: типы арпеджио и имитации; расположение каденций; удвоение верхней части (ов); добавление диссонансов; и украшение или упрощение написанного баса. Практика непрерывного исполнения изначально была тесно связана с развитием речитатива (а следовательно, оперы и оратории) и с определенными видами сольной музыки, как вокальной (монодии), так и инструментальной (ранние скрипичные сонаты и т.д.). Ни один музыкант не должен воспринимать басовую партию в континуо как возможность для неограниченной импровизации. Тот факт, что партия написана не полностью, как это было бы в случае с облигато, указывает на ее вторичный характер: функция континуо - аккомпанировать. Несмотря на следование этому общему принципу, стили аккомпанемента в разное время и в разных местах сильно различались. (см. также импровизацию, §II.) ‘Бассо континуо’ был одним из нескольких терминов, используемых итальянскими композиторами примерно с 1600 года, либо как обозначение, либо как справочный термин для органной партии в ансамблевом произведении. То, что этот термин стал наиболее часто используемым, возможно, связано с тем, что он был введен в обиход одним из первых представителей этой практики, Лодовико Виаданой, чьи церковные концерты в бассо континуо (Венеция, 1602) стали широко известны: Виадане позже приписывали "изобретение" континуо. игра (или фигурный бас). ‘Continuo" ("непрерывный’) сам по себе, в свою очередь, может отражать свой характер в концертах Виаданы – это не партия органного баса, выделенная из партии вокального баса (как это было в других концертах того периода), а независимая партия, проходящая через всю композицию, без перерывов, характерных для вокальной линии.