baroque (фр. барóк)

Назад

barroco (порт. барóкко), barocco (ит. барóкко)

Барокко.

1) причудливый, странный; 

2) стиль барокко

Термин, обычно используемый для обозначения периода или стиля европейской музыки, охватывающего примерно период между 1600 и 1750 годами.

Хотя термин "барокко" использовался в художественной и музыкальной критике еще в середине XVIII века, он лишь относительно недавно был применен к историческому периоду. Оно происходит от французского барокко, которое происходит от португальского barroco, что означает жемчужина неправильной или луковичной формы. Оно часто встречается в текстах, связанных с производством ювелирных изделий, начиная с 16 века, на испанском (берруэко, барруэко), французском (барроке, barrocque, барокко) и более позднем итальянском (бароко, barocco) языках. Принято считать, что это слово впервые было применено к изобразительному искусству применительно к архитектуре. Шарль де Броссес в книге "Семейная литература Италии в 1739 и 1740 годах" (Париж, 1755; ред. Р. Коломба, Париж, 1855) критиковал архитектора римского дворца за то, что он перенес в большие масштабы стиль барочного орнамента, который больше подходил для небольших предметов, таких как золотые шкатулки или столовая посуда. Но было доказано, что эти "письма" были составлены примерно в 1755 году, спустя долгое время после возвращения де Бросса в Париж. Самое раннее применение к изобразительному искусству, по-видимому, было скорее связано с музыкой. Об этом говорится в сатирическом письме, написанном в связи с премьерой оперы Рамо "Ипполит и Ариси" в Париже в октябре 1733 года, и напечатанном в "Меркюр де Франс" в мае 1734 года ("Письмо к мадемуазель об оригинале музыки", стр.868-70). Анонимный автор скрыто намекал, что новинкой в опере была "Барокко", и жаловался, что музыке не хватает связной мелодии, она изобилует диссонансами, постоянно меняет тональность и размер и быстро проходит через все композиционные приемы. Рамо также стал объектом стихотворения Ж.Б. Руссо (в письме к Луи Расину, 17 ноября 1739 года, в "Письмах о различных предметах литературы", Женева, 1750), в котором он и ему подобные были названы "дистилляторами барочных аккордов" (distillateurs d'accords baroques).

Ноэль Антуан Плюш был самым ярким из первых пользователей этого термина. Он не только привязал его к категории или стилю музыки, но и подразумевал этимологию. В книге "зрелище природы" (Париж, 1746 г.) он утверждал, что сравнение французской и итальянской музыки больше не разделяет критиков; что теперь проблема возникла между сторонниками musique chantante (певучей или мелодичной музыки) и musique barroque (переводится как "грубая" в английской версии, Spectacleque de природа: или выставка природы, Лондон, 1748 г.): Кто-то берет свою мелодию из естественных звуков нашего горла и из акцентов человеческого голоса, который говорит о том, что касается других, тем, что касается нас, всегда без гримасы, всегда без усилий, почти без искусства. Мы назовем эту песенную музыку (la musique chantante). Другой стремится удивить смелостью своих звуков и выдает себя за песню, пульсируя скоростью и шумом [хочет удивить смелостью звуков и возможностью петь, измеряя скорости и шум]; мы называем это музыкой в стиле барокко (музыка в стиле барокко).