baritono (ит. баритóно)

Назад

Баритон. 

1) муж. голос.

2) медный духовой инструмент (то же, что eufonio).

Духовой инструмент с клапаном, имеющий широкий конусообразный профиль, по сути, теноровая туба диаметром 9' в. Мундштук имеет форму чаши и, как правило, несколько глубже, чем тот, который предпочитают тромбонисты, играющие на инструментах аналогичного тембра. Этот инструмент был изобретен Зоммером из Веймара около 1843 года под названием "эвфонион". Его название происходит от греческого euphonos ("сладкоголосый"), которое в итальянском и испанском языках звучит как eufonio. Прототипом эуфониума послужил тенорбасгорн на букву Б, известный в Германии в конце 1820-х годов. В 1838 году Карл Вильгельм Мориц из Берлина сконструировал тенорную тубу с высотой звука Тенорбасгорна, но более широким отверстием, а ее четыре клапана давали больший диапазон звучания. На смену ему пришло изобретение Зоммера, первоначально называвшееся Зоммерофон, которое получило почетное упоминание на Большой выставке в Лондоне в 1851 году. На выставке также был представлен Хеллхорн, аналогичный инструмент, запатентованный Фердинандом Хеллом из Брно. Вскоре эвфониум стал самым важным духовым инструментом в оркестрах. В 1848 году В.Ф. Червеный из Градец-Кралове представил модель под названием Барокситон, которая стала первым басом в русских пехотных оркестрах. Фоникон того же производителя представлял собой эвфониум с выпуклым раструбом, похожим на английский рожок. В 1880-х годах Червени впервые представил линейку инструментов "Kaiser" с особенно большим отверстием, в которую входил эуфониевый элемент под названием "Кайзербаритон". Позже они стали выпускаться и немецкими производителями. Традиционные формы эуфониума повторяют форму тубы (см. Туба (i)). Инструмент с верхним расположением клапанов, обращенный вправо, наиболее распространен и является единственным типом, который в настоящее время производится в Великобритании и Франции. Четвертый клапан может быть расположен на одной линии или, что более обычно, для управления левой рукой в приборе такой формы. Обращенная влево модель овальной формы с поворотными клапанами широко распространена в Германии, Австрии и Центральной Европе, в то время как в США также выпускается версия с боковыми клапанами и раструбом спереди. Единственным известным эуфониумом в форме геликона был вариант Барокситона, упомянутый выше. Двухзвенный эуфониум был самым успешным и долговечным из инструментов дуплексного типа (единый инструмент, сочетающий в себе характеристики двух разных инструментов). Сочетая в себе характеристики эуфониума и клапанного тромбона, он был представлен в каталогах производителей еще в 1960-х годах, хотя за пределами США практически не использовался. В 1996 году, после изучения существующих инструментов, Эдмунд К. Маллетт совместно с компанией Musical Instrument Services из Монро, штат Мичиган, разработал усовершенствованный дизайн. В марширующих оркестрах (см. Группу (i), §§III–IV) встречается эуфониум в форме трубы. У эуфониума обычно четыре клапана (иногда три или пять). Это дает потенциальный диапазон от F' до выше b', в зависимости от игрока. В высококачественных эуфониумах, обращенных вправо, с верхними клапанами используется компенсирующая система Blaikley 1874 года выпуска (см. Тубу (i), пример 1). На инструментах, обращенных влево и вперед, можно корректировать интонацию, манипулируя направляющими клапанов во время исполнения. Этот инструмент отличается сильным, теплым звучанием и выполняет ценную роль как басового, так и тенорового инструмента, охватывая примерно тот же диапазон, что и виолончель и офиклейд. Немецкое название Tenorbasshorn было применено к euphonium, как и к его предшественнику, с глубоким пониманием качеств инструмента. В английском (и все чаще американском) обиходе термин "баритон" (см. Баритон) правильно применяется к саксофону эвфонического тембра с менее широким коническим профилем и всего тремя клапанами. В исполнении британского духового оркестра используются два баритона, которые вносят свой вклад в более низкие ноты в довольно насыщенном, но не навязчивом квинтете среднего регистра, в который также входят три рожка Ми. Английский термин для саксфорна Ми-альт - это ‘теноровый рожок’. В Италии трехклапанный эуфониум, а иногда и четырехклапанный, называется баритоно или бомбардино; баритон называется тенором. Немецкий тенорхорн (как, например, в Седьмой симфонии Малера) - это баритон. Распространенное немецкое название эуфониума - баритон. Вполне возможно, что принятие в США термина "баритон" для обозначения эвфонии стало результатом иммиграции большого числа немецких музыкантов в 19 веке. До недавнего времени в США эти термины были взаимозаменяемы, и производители в некоторых случаях предлагали эвфонии и баритоны одинакового звучания. На самом деле диаметр эуфониума (через клапаны) в разных моделях варьируется от 14,3 до 16•6 мм (диаметр баритона - от 12•7 до 14•3 мм); диаметр раструба - от 250•6 до 304•8 мм (от 219•1 до 279•4 мм для баритона). В настоящее время все чаще проводится различие между этими двумя инструментами. Этот инструмент фигурирует в ряде оркестровых произведений, часто как "тенор-туба’. В оркестре, как на эуфониуме, он иногда исполняется с вибрато; в оркестре, как на тенор-тубе, он исполняется без него, в стиле других оркестровых духовых инструментов. Легкая оркестровая музыка 19-го века в Англии часто включала партию эуфониума. Эвфонии иногда использовались в джазе, особенно Ричем Маттесоном (1929-93) и трубачом Мейнардом Фергюсоном. Эвфониум появился в симфоническом оркестре почти случайно. Рихард Штраус использовал теноровую тубу в операх "Дон Кихот" (1896-1897) и "Эйн Хелденлебен" (1897-1898). При подготовке первого исполнения последней Эрнст фон Шух заменил баритон, что значительно улучшило эффект. Одним из последствий этого стало то, что исполнителям на эвфониуме пришлось осваивать нотацию вагнеровской тубы. Эвфониум обычно исполняет соло "Быдло" в "Картинах Мусоргского-Равеля" на выставке, а иногда используется для высоких офиклейдных партий Берлиоза. В оркестровом исполнении, как, например, в некоторых симфониях Хавергала Брайана, эуфониум обычно используется как более высокая туба. Брайан включил два эуфониума и две тубы в свою симфонию № 1 и, как правило, по одному для каждого инструмента в более поздних произведениях. Роль оркестрового исполнителя на эвфониуме часто исполняет четвертый тромбонист или тубист, специализирующийся на более высоком регистре. Шостакович включил чрезвычайно сложное соло для баритона (эуфониума) в свою музыку к балету "Золотой век" (1927-30). Существует бесчисленное множество соло для эуфониума с оркестром. Среди них выделяется Концерт Горовица для эуфониума и духового оркестра (1972). "Диран" Ованесса, соч.94 (1951) - это соло на эвфонии в сопровождении струнного оркестра. Концерт Амилькаре Понкьелли для фликорно-бассо (1872) был написан в то время, когда композитор возглавлял муниципальный оркестр Кремоны. Одной из самых выдающихся исполнительниц на эвфониуме была Симона Мантиа (1873-1951), которая специализировалась на исполнении соло на корнете на двухзвеннике. Он учился у Джозефа Раффайолы, солиста групп Патрика Гилмора и Дж.П. Соузы. Джозеф Делука, также участник группы Соузы, и Гарри Уиттиер из группы Гилмора, оба сочинили соло, которые часто исполняются. Альфред Фази (1834-1888), известный лондонский фрилансер, начал свою карьеру на ophicleide, позже занявшись euphonium. Он играл на обоих инструментах (и бас-тромбоне) по крайней мере до 1880 года, а его преемником стал его сын Гендель (1862-1913), который также играл на эуфониуме и бас-тромбоне.

3) смычковый инструмент (Гайдн написал для него большое число произведений); то же, что bardone, viola di bardone, viola di bordone.