Bariton (нем. баритóн)

Назад

baritone, barytone (англ. бэ́ритоун), baritono (ит. баритóно), baryton (фр. баритóн)

Баритон (мужской голос).

Термин "баритонанс" впервые был использован в западной музыке в конце 15-го века, главным образом во французской духовной полифонии, где он может означать голос более низкого тембра, чем бас. Например, в нескольких пятиголосных мессах Пьера де Ла Рю и Николя Шампиона самый низкий голос обозначается как "бас", а "баритонаны" располагаются ниже. Гаффуриус ("Музыкальная практика", 1496) использует этот термин вместо "бас" для обозначения самого низкого из четырех обычных голосов ("кантус", "острый контрапункт", "тенор’ и ‘баритонанс’). В переводе Джона Доуленда (1609) из микролога "Musicae activae" Орнитопаркуса (1517) определение "бас (или, скорее, основа) - это самая низкая часть каждой песни" дополняется утверждением "Или это гармония, которую поют глубоким голосом, который называется баритоном". Партитура в "Сальми для кантаты и концерта" Лодовико Виаданы (1612) помечена как "баритон’. В Италии 17-го века термин ‘баритон’ занял свое современное положение между теноровыми и басовыми партиями. Согласно Преториусу (Syntagma musicum, iii, 1618, стр.133), "под этим термином итальянцы подразумевают тенор или квинту" … когда ключ F пишется в третьей строке. В одном из первых упоминаний о баритоне-солисте Монтеверди, подыскивая хорошего баса для своей "La finta pazza Licori" (1627, Мантуя: утеряна), дал квалифицированное одобрение дону Иакомо Папалино, который, по его словам, пел с чувством, у него были довольно грамотные трилло и горджиа, но "это не так". баритон, а не бас" (письмо к Алессандро Стриджио, 1627). Французским аналогом ‘баритона’ является бас-тай, самый низкий из трех диапазонов теноров. Броссар (Dictionaire de musique, 1703) определил "баритон" как "то, что мы называем басовым или согласным", диапазоны, которые он различал по их нижней протяженности, от басового до B и от согласного до G. Руссо ("Словарь", 1768) поместил бас-гитару между тенором и басом и приравнял этот термин как к "баритону", так и к "конкорданту" (последнее он относил только к духовной музыке). Несмотря на то, что бас-талья является отдельной составляющей пятиголосного хора в духовной музыке, в оперном хоре, состоящем из четырех частей, не было особой линии; певцы в этом диапазоне играли либо на тайлах, либо на басах. Руссо, однако, отождествлял "конкордант" с "партией, которую в Италии называют тенором", а не с басом, но допускал, что "бас-тай" иногда использовался для обозначения истинного баса. Сохраняется путаница относительно того, какой баритон ближе к тенору или басу. Вальтер ("Музыкальный словарь", 1732) разделил разницу, написав, что баритон "должен обладать высоким диапазоном тенора, а также некоторой глубиной баса". Этот термин не входил в обычный оперный обиход до 19-го века, хотя многие партии в 18-м веке исполнялись тем, кто сейчас считается баритоном. К ним относятся партии баса, написанные Генделем для Дж.М. Боски. Люлли написал несколько важных партий, таких как Кадм, Алкид (Альцеста) и Эгей (Тезея), в баритоновом ключе (ключ Фа в средней строке или До в верхней строке), но их диапазон не превышает от G до e', хотя некоторые из них имеют высокую тесситуру. В операх Рамо есть несколько таких ролей, от F или G до f' или фэнтези, например, Тевкр и Исменор в "Дардане" и Юпитер в "Касторе и Поллуксе". Самой заметной актрисой эпохи Рамо был Клод Шассе, которым восхищались больше за его актерскую игру, чем за пение, но он был достаточно разносторонним человеком, чтобы сыграть главную роль Медузы в возрожденной "Персее" Люлли в 1738 году. Единственные известные баритональные партии Глюка - Агамемнон ("Ифигения в Авлиде") и Орест ("Ифигения в Тавриде"). Ведущие партии Моцарта для баритона и баса-баритона восходят к традиции бассо буффо, в которой не проводится четкого различия между басом и баритоном. Первый граф Альмавива ("Свадьба Фигаро"), Стефано Мандини, которого называли "примо буффо меццо каратере", обладал голосом, который сейчас можно было бы назвать баритоном. Он специализировался на опере-буффа и ранее сыграл Альмавиву в опере Паизиелло "Севильский цирюльник". Первым Фигаро Моцарта был комический бас Франческо Бенуччи. Луиджи Басси исполнил заглавную роль на пражской премьере оперы "Дон Жуан" (1787).; незадолго до этого он пел "Графа" в "Фигаро". В 1800 году его диапазон был описан как нечто среднее между тенором и басом. Баффо-буффо Франческо Альбертарелли исполнил партию Дон Жуана на венской премьере.