bariolage (фр. бариолáж)

Назад

Прием игры на смычковых инструментах (быстрое попеременное извлечение звуков на смежных струнах - открытой и прижатой). 

Термин 19-го века, используемый в смычковых инструментах для описания нескольких несколько неортодоксальных способов сочетания открытых струн с остановленными нотами для получения особого эффекта. Возможно, это просто использование открытых струн в пассажах, которые обычно исполняются в верхних позициях. В "Искусстве игры на виолончели" (1834) Байо (который объясняет название устройства тем, что оно кажется "беспорядочным или причудливым") цитирует аппликатурные указания Гайдна в трио его квартета соль мажор, соч.64, № 4 (пример 1). Этот термин чаще всего применяется к специальному эффекту, при котором одна и та же нота воспроизводится поочередно на двух струнах – на одной остановленной, а на другой открытой – что приводит к сочетанию контрастных тональных оттенков (своего рода клангфарбенмелодии). Бариолаж может быть получен либо при помощи невнятного смычка, либо при помощи отдельных движений смычком. Хорошо известные примеры можно найти в прелюдии к партите ля ми Баха для скрипки соло (пример 2). Устройство похоже на ондуле или ондеджандо (хотя это не обязательно предполагает использование открытых струн).