bar (англ. бáа)

Назад

bar-line (англ. бáалайн), barre (фр. бар), barre de mesure (фр. бар дэ мэзю́р)

1) такт; 2) тактовая черта.

В западной системе счисления вертикальная линия, проведенная через стержень, служит для обозначения метрических единиц. Отсюда и обозначенная таким образом метрическая единица, которая в американском обиходе называется “мерой”. Употребление в английском языке часто зависит только от контекста, чтобы сделать различие более четким. Вертикальные линии иногда использовались в ранней полифонической музыке, написанной в партитуре, чтобы помочь выровнять голоса и текст. Но большинство "классических" репертуаров 13-го (Собор Парижской Богоматери, "Антикварный мир"), 14-го ("Новый мир", "Утонченный мир" и т.д.), 15-го и 16-го веков, хотя и написаны обычным размером, не использовали такты. Однако только в самых ранних из этих сборников регулярно использовалась нотная запись. Самые ранние репертуары, в которых использовались тактовые черты с регулярными метрическими интервалами, - музыка для клавишных и лютни (виуэла) – были написаны табулатурой. Табулатура никогда не использовала троичное деление значений нот и в других отношениях была менее двусмысленной, чем штатная нотация; возможно, тот факт, что она обычно представляла собой полифонические текстуры, требовал дальнейшего разъяснения. Штриховые линии встречаются, например, в Кодексе Фаэнцы (I-FZc 117, написанном в 1400-20 гг., facs. в MD, XIII–xv, 1959-61), "Фундаментальные основы организации" Конрада Пауманна (1452) и "Органный сборник Буксхайма" (D-Mbs, mus.3752, написан в 1450-70, facs. в ДМ, 2-я серия, i, 1955). В Англии такты неправильной длины встречаются в клавиатурных источниках, начиная с девственной книги Фицуильяма (GB-Cfm 32.g.29, написана в 1609-1919 годах). Полифоническая вокальная музыка эпохи Возрождения не записывалась тактами, за исключением тех случаев, когда она была представлена в виде партитуры для клавишных инструментов ("партитура") в конце XVI века. "Мадригалы" Сиприано де Роре - это "четверостишие для игры и аккомпанемента", написанное для сонара, для достижения совершенства и для качественной студии контрапунктов, - первая подобная партитура (facs. в издании Festschrift Karl Gustav Fellerer, 1962, стр.144). В сольных партиях и сборниках партитур такты не использовались до начала 17 века. (Бесселер и Гюльке, стр. 147, приводят отрывок из первой книги Джона Доуленда "Песни или сочинения о четырех партиях", 1597 год: партии лютни и кантуса на одной странице запрещены, но не остальные три части на противоположной странице.) Штриховые линии не всегда непосредственно предшествовали основному акцентированному удару; другими словами, первый удар такта и сильный удар не всегда совпадали, особенно в конце 16-го и начале 17-го веков. Это может привести к тому, что такты будут короче, чем обычно в наши дни, другими словами, с линией такта после каждого такта, а не после каждого такта в современной транскрипции. Часто предпочтение отдавалось тактам в двойном или четверном, а не в тройном метре. На рис.1 показан отрывок из "Алтарных песен Марта" из восьмой книги мадригалов Монтеверди: (а) приведен оригинальный перевод, (б) перевод в соответствии с ударением. Другим хорошо известным примером является начало "Части света Романской земли" из оперы Джироламо Фрескобальди "Токката... часть света... соответствует... первоначальному списку" (1637; см. иллюстрацию). Запрет Фрескобальди не распознает оптимистичный ритм и просто делит ритмы на арифметические группы. В примере 2 приведен запрет в соответствии с акцентом. (О многих других подобных примерах из ранних опер см. H. Riemann: Handbuch der Musikgeschichte, ii/2, изд. А. Эйнштейн, 1912, 3/1921, стр.195.)