ballo (ит. бáлло)

Назад

Бал, балет, танец, пляска.

1) Общий термин, означающий общественное мероприятие с целью или с акцентом на танцы. Хотя глагол "ballare", существительное "ballatio" и связанные с ним термины восходят к классической античности (сложную этимологию см. в Aeppli), существительное "ballo" появилось только в позднем средневековье. Французские рассказчики и хронисты 12-го и 13-го веков использовали его вместе с "danserie" для обозначения танцевальной деятельности в самом общем смысле. Писатели периода Итальянского Возрождения, от Боккаччо до Кастильоне, описывали "гран-балли" для каждого торжественного случая, и это значение оставалось неизменным на протяжении всей истории светских танцев на всех уровнях (придворных, городских и сельских), становясь более конкретным с течением времени и по мере того, как проводились различия в зависимости от обстоятельств, мест и культуры. костюмы: публичные танцы (balli pubblici, bals publics); придворные балы (balli di corte, Hof-Ball, Королевский бал) для высокопоставленных гостей; балы в известных оперных театрах (Будапешт, Лондон, Милан, Париж, Вена); маскарады и костюмированные балы. 

2) Хореография различной степени сложности, придуманная профессиональным танцмейстером и исполняемая либо на светском рауте, либо на сцене. Начиная с 13-го века, проводилось различие между бальным танцем (или bal) и другими видами танца, что указывает на то, что этот термин имел особое хореографическое значение, точная природа которого, известная современникам, в настоящее время ускользает от ученых (например, "Танцы, танцы без правил и танцы каролей", Аденес ли Ройс: ли роуманс "О берте из гран-пьес", под ред. А. Шелера, Брюссель, 1874, стр.12, л.302). Андреа да Темпо (Trattato delle rime volgari, 1332) свидетельствует о существовании балли в круге ("cantantur in rotunditate chorae sive balli"), в то время как итальянский тресконе (деревенский танец) заканчивается пантомимой под названием "il ballo" (Унгарелли, 64ff). Все виды артистов (например, жонглеры, спиллейты) внесли свой вклад в изобретение и развитие этих балов, но только с появлением профессиональных хореографов в начале XV века бал приобрел определенную форму. На основе обширной информации, приведенной в учебниках танцев Доменико да Пьяченца, Антонио Корназано и Гульельмо Эбрео да Пезаро, можно составить представление о придворном бале 15-го века. Это была танцевальная пьеса, созданная профессиональным художником для определенного количества исполнителей, состоящая из последовательности хореографических действий (мизюр), основанных на четырех распространенных музыкальных приемах (бассаданца, сальтарелло, квадернария и пива; см. Сальтарелло), используя все естественные движения (в частности, различные формы сальто –прыжков) и приукрашивающие случайные движения, начиная от чисто декоративных танцев и заканчивая весьма драматичными, повествовательными постановками. (Три наиболее явно выраженные пантомимические хореографии из известного репертуара 15-го века называются "балетто"; см. "Балетто", § 1.) Независимо от того, являются ли они парными, групповыми или хороводными, все балли имеют одинаковую структуру: они начинаются с интрады (обычно сальтарелло или пива, иногда квадернария), за которой следует собственно балло и заканчиваются либо повторением всего танца, либо репризой интрада, во время которой одна группа исполнителей покидает центр бального зала, освобождая место для следующей. (Та же последовательность, называемая "Intrada", "Figuren", "Retrajecte", была описана Майклом Преториусом в 1618 году, стр.19.) Там, где дается музыкальное сопровождение, его единственная мелодическая линия (обозначенная как "в песне" или "в песне сонарной") повторяет хореографические конфигурации и поддерживает их в мельчайших деталях. В течение следующего столетия своей истории, кульминацией которой стали хореографические работы Фабрицио Карозо (1581) и Чезаре Негри (1602), основные характеристики светского бала оставались практически неизменными: это было представление, которое должны были танцевать хорошо подготовленные любители; оно по-прежнему состояло из разделов, хотя эти разделы и были включены в программу. он стал больше, придав шару в целом размер, похожий на люкс. Паваны, паваниглии и бассас заменили старые метры бассаданца и квадернария; гальярде, каскардас, тордильони и канарейки заменили пиву и сальтарелло. В XVIII веке менуэты и контрдансы иногда называли балли (Дженнаро Магри, "Тратто дель нобиле", 1779), но к этому времени специфический смысл этого термина был утрачен. Помимо репертуара придворных бальных залов, бал занимал видное место в театральных представлениях 1600-х годов; в средних и ранних операх и даже в пьесах был представлен по крайней мере один обширный танцевальный номер с таким названием; в центре "Бала неблагодарных" Монтеверди - большая танцевальная сюита. По мере того, как профессиональные исполнители вытесняли придворных любителей, термин "балло" постепенно уступал место "балетто"; оба они использовались как взаимозаменяемые примерно до 1600 года. 

3) Музыкальная композиция, вдохновленная искусством танца или непосредственно связанная с ним. До начала XVI века композиции под названием "балло" редко появлялись в чисто музыкальных источниках. Танцевальным пьесам, где бы они ни исполнялись, присваивались либо конкретные названия (например, "эстампия", "королевский танец", "баллата", "мореска"), либо текстовые зачатки, в зависимости от того, были ли они написаны в инструментальной или вокальной традиции. Коллекции Балли начали появляться примерно в 1520 году, и к середине столетия большинство из них использовали этот термин в своих названиях: "Новая опера Балли для сонаров" (1551), "Новая опера балли" Бендузи (1553), "Новая опера балли" (1554) и другие. "Основные книги Балли" Майнерио (1578). Во всех этих коллекциях термин "балло" охватывает множество модных танцев: паваны, гальярды, бранли, сальтарелло и канарейки для инструментального исполнения или, реже, "кантаре и сонаре’ (бендуси). Балли также встречаются в более общих сборниках музыки, таких как органные табулатуры Якоба Пэ (1583). Большинство этих танцев представляют собой короткие композиции с равномерно сбалансированными фразами, четкими ритмическими узорами и сравнительно простыми гармониями. Часто в конце вставлялись или добавлялись разделы в контрастных размерах, что, по-видимому, отражало сюитоподобную структуру балли в руководствах по современному танцу (например, у Карозо и Негри). В некоторых источниках XVII века содержится музыка для многочастных балов, которые на самом деле были представлены как придворные развлечения (например, в "Первой библиотеке музыки" Лоренцо Аллегри, 1618 год, содержатся восемь полных балов, исполнявшихся при дворе Медичи в период с 1608 по 1615 год); термин "бал" также часто применялся к придворному балу. первый танец в группе. Такие вступительные танцы представляли собой официальные вступительные номера, за которыми следовала серия танцев, представленных практически в том же порядке, что и в бальном зале. Так, в "Балетто а-чинкве" Антонио Брунелли (скерцио, арье, канцонетта, мадригалы, терцо, 1616) представлены танцы в ордене "Бал-граве", гальярда, корренте; в "12 песнях для скрипки на камеру" Б.Г. Лауренти, соч.1 (1691), в ордене "интродуцирование", бал, корренте, менуэтто; и "Траттенименто на камеру" Каццати (1660) в порядке "ария, бал, корренте". В инструментальной музыке XVIII века термин ‘бал’ использовался лишь изредка для обозначения танцевального характера композиции.