bagatelle (фр. багатэ́ль)

Назад

bagatella (ит. багатэлла), bagatelle (англ. бэгэтэл), Bagatelle (нем. багатэлле)

Безделица, пустяк, мелочь; название небольшой пьесы, несложной по содержанию и нетрудной для исполнения.

Небольшое музыкальное произведение в легком ключе. Название не подразумевает какой-либо конкретной формы. Впервые оно встречается у Франсуа Куперена, который опубликовал в 1717 году в своем десятом сочинении для клавесина рондо под названием "Безделушки". Он также был использован французским издателем Borvin для сборника танцев (c1753), а в 1797 году Breitkopf & Härtel опубликовали серию под названием Musikalische Bagatellen. Этот термин как общее название получил свое признание благодаря трем сочинениям Бетховена "Безделушки" для фортепиано, соч.33, 119 и 126. Некоторые из них - мелочи (Бетховен назвал первые шесть из соч.119 эквивалентным немецким термином "Kleinigkeiten"), но многие из более поздних полностью типичны для своего композитора и демонстрируют сходство с более крупными инструментальными произведениями, написанными в то же время. Со времен Бетховена "Безделушкам" обычно давали описательное название, и чаще всего композиторы публиковали их в сборниках; Сметана составил сборник безделушек и экспромтов в 1844 году, а Сен-Санс опубликовал сборник из шести своих сочинений в виде соч.3 в 1856 году. У "Шести вещиц" Сибелиуса, соч.97, есть названия, в том числе "Маленький вальс" и "Юмористический марш’. Другими композиторами "Безделушек" являются Барток (14, соч.6, 1908; последнюю он оркестровал как № 2 из "Двух портретов", соч.5), Витезслав Новак (соч.5) и Кренек ("Четыре безделушки", соч.70). "Безделушка" также встречается в творчестве трех британских композиторов: Тови ("Безделушки", 1900), Росторна ("Безделушки", 1938) и Говарда Фергюсона ("Пять безделушек", соч.9, 1944). "Безделушки" почти всегда написаны для фортепиано соло, но "четыре" из 47-го соч. Дворжака (1878) очаровательно исполнены для двух скрипок, виолончели и фисгармонии. Сочинение Веберна "Сеча без правил" для струнного квартета, соч.9 (1911-13), вероятно, было первым в серии ансамблевых произведений 20-го века, в котором используется это название; более поздним примером является "Сеча без правил" Николая А. Хубера 1981 года.