badinage, badinerie (фр. бадинáж, бадинери́)

Назад

Шутка, шалость, забава, пустяк, название скерцообразных пьес в сюитах 18 века.

Термин, применяемый к сюитным частям игривого характера. Названия "баловство" или "badinerie" впервые появились в начале 18 века; они не имеют точного музыкального значения, а скорее отражают настроение, шутливое, фривольное или подтрунивающее. Единственная известная мелодия - заключительная часть сюиты №2 си минор И.С. Баха bwv1067. Ритмически это движение имеет много общего с гавотом: оно начинается с полутакта, первая фраза длится восемь тактов (такт -перемычка), после четвертого - цезура, а на восьмом - пауза; позже фразы удлиняются. Он исполняется в 2/4, быстрее по темпу, чем обычный гавот. Телеман включил шутливую сценку в оркестровую сюиту своей “Закстольная музыка” (1733); сюита включает танцы, а также характерные пьесы с французскими названиями. Его шутки основаны на ритмах гавота: они звучат в обычном ритме, обозначенном как "très vite". В пьесе используются басовые партии и чередуются с трио. Третья кантата из первой книги Монтеклера называется "Дурнушка" и начинается арией в 2/4, в ритме гавота. Вступительные слова дают представление о шутливом характере кантаты: "Вечно вздыхающий возлюбленный заставляет меня вздыхать от скуки’. В нескольких коллекциях клавесинов 18-го века есть произведения под названием "бадинаж" (см. Б. Густафсон и Д.Р. Фуллер: Каталог французской клавесинной музыки, 1699-1780, Оксфорд, 1990). Примеров шутливой игры в XIX и XX веках немного. Музыкальная "Табакерка" Лядова, соч.32, имеет подзаголовок "Вальс-шутливая игра". Годовски в своих исследованиях этюдов Шопена объединил эти два этюда в пьесу, которую он назвал "Badinage" – "полифоническая шутка’. Прокофьев включил шутку в свои фортепианные пьесы соч.3.