Baßklarinette (нем. бáскларинэттэ)

Назад

Басовый кларнет.

Принадлежит к семейству кларнетов, обычно имеет тональность Си , на октаву ниже кларнета-сопрано (классифицируется как аэрофон). Его диапазон обычно расширяется до E (обычно пишется e; звучит D) на французских и английских инструментах, D (пишется d; звучит C) на немецких инструментах, и наблюдается растущая тенденция использовать инструменты, расширенные до C (пишется c; звучит B ') на манер бассета-гудок. Расширение ассортимента в сторону увеличения еще менее стандартизировано; композиторы, утвердившие положение этого инструмента в современном оркестре, были больше заинтересованы в использовании его полного и сочного регистра шалюмо, чем в его верхних нотах. Многие оркестровые партии конца 19-го века используют диапазон всего в две с половиной октавы; многие бас-кларнеты созданы исходя из того, что этот ограниченный диапазон является ожидаемым. Однако как сольный инструмент бас-кларнет обладает таким же широким диапазоном, как и сопрано; многие композиции, посвященные чешскому виртуозу Йозефу Гораку, охватывают четыре октавы и более. Технически этот инструмент имеет сходные характеристики с кларнетом для сопрано. В нижнем регистре атака не столь эффективна, поэтому ее использование в сочетании с арфой, излюбленное представителями Второй венской школы (как, например, в начале скрипичного концерта Берга), очень удачно. Особенно поражает легкость, с которой достигается широкий динамический диапазон; в Шестой симфонии Чайковского (конец изложения первой части, такт 160) пассаж для фагота, обозначенный как "пппппп" (после нисходящего арпеджио для кларнета), на практике часто заменяется бас-кларнетом, который с легкостью достигает этой динамики.