Ave regina caelorum (лат. áвэ реджи́на челóрум)

Назад

Радуйся, царица небесная. 

Один из четырех Марианских антифонов, сохраненных Тридентским собором и предписанных для исполнения в конце повечерия с Очищения (2 февраля) до среды на Страстной неделе. Его первоначальная роль в литургии, по-видимому, заключалась в том, чтобы предшествовать пению псалма и следовать за ним. Из двух мелодий, приведенных в "Liber usualis", более сложная (стр.274), безусловно, более древняя. До-тридентские источники содержат несколько иной текст. В четырехголосном переложении Дю Фэя, которое он попросил спеть у его смертного одра, мелодия песнопения используется в качестве твердой теноровой кантусы, а фрагменты песнопения перефразируются двумя верхними голосами; традиционный текст дополнен личной мольбой о милосердии: "Miserere tui labentis Du Fay".. Сохранились еще две работы Дю Фэй, обе для трех голосов, и послание "Ave regina celorum", относящееся к четырехчастному произведению. Жоскен написал знаменитое произведение, в котором изложены как этот текст, так и текст "Альма редемпторис матер", в котором все четыре голоса участвуют в перефразировании двух песнопений. Среди сочинений композиторов XVI века - четыре пьесы Палестрины, восьмиголосная пьеса с органом и месса Виктории и пятиголосная пьеса Джезуальдо. В другом тексте, Ave regina caelorum, mater regis angelorum, есть средневековая мелодия (LU, 1864), которая также используется для ряда похожих текстов, включая антифон святому Эдмунду, королю и мученику, начинающийся словами "Ave rex gentis Anglorum’. Марианский текст был составлен Уолтером Фраем независимо от песнопения в ответной форме, в которой строки 3-4 повторялись после строк 5-6, образуя текст из восьми строк. Джейкоб Обрехт написал четырехчастную постановку, взяв тенор Фрая и переложив его с фа (мажор) на ре (минор); он также основал свою мессу "Ave regina celorum" на непереведенном теноре композиции Фрая. Ave rex gentis Anglorum, со своей стороны, лег в основу двух песнопений XIV века в рукописи из Бери-Сент-Эдмундса (Букофзер, 1950).