authenticus (лат. аутэ́нтикус)

Назад

Любой из церковных ладов, диапазон которого включает октаву, лежащую непосредственно над конечной. Таким образом, этот термин применяется к четырем нечетным ладам григорианского песнопения (1, 3, 5 и 7), греческие названия которых - дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский; диапазон каждого из этих ладов примерно на 4% выше, чем у соответствующего четного плагала режим - термин, с которым сравнивается "аутентичный режим". Самое раннее определение этого термина дано в "De musica" Хукбальда (? ок.880): "Каждый аутентичный тон [т.е. лад] поднимается от своего последнего до 9-го [выше]. Более того, он опускается до следующего за ним [тона], а иногда и до полутона или до [минорного] 3-го’. Позже нижняя граница диапазона аутентичного режима была теоретически ограничена субфиналом, который находится на тон ниже финала в тех режимах, где он доступен (1-й, 3-й и 7-й). Контраст между аутентичным и плагальным был распространен на ионический и эолийский лады, когда они (и соответствующие им плагалы) были добавлены к первоначальным восьми церковным ладам в додекахордоне Глариана (1547). Слово "аутентичный", несмотря на его греческое происхождение, не отражено в ранневизантийской модальной терминологии, в отличие от его аналога plagalis; "аутентичный" византийский модус обозначался просто echos (более позднее kyrios, по-видимому, является обратным переводом с латинской системы).