aulos (гр. áулос)

Назад

Древнегреческий деревянный духовой инструмент.

Авлос занимал важное место в греческой цивилизации. Информацию об этом инструменте и его использовании можно найти во многих разнообразных источниках, охватывающих период примерно в десять столетий. Источники делятся на три основные категории: тексты и письменные свидетельства, иконографические источники и археологические источники. Многочисленные упоминания об авлосе встречаются в греческой литературе, но некоторые работы (или части работ) содержат информацию более технического характера: например, книги IV и xiv "Софистов за обедом" Афинея; "О музыке" Псевдо-Плутарха; фрагменты трактатов с замечаниями о отверстии инструмента; ноты лексикографами; и схолии к трагическим и комическим писателям и поэтам-лирикам. По-видимому, не сохранилось никаких работ, специально посвященных авлосу: известны только названия работ и имена некоторых авторов, например, трактаты об авлосах Аристоксена Тарентского и пифагорейца Эвфранора. Несколько надписей и различных папирусов (контракты музыкантов и т.д.) содержат технические термины, обозначающие авлос. Иконографические записи, которые непрерывно распространяются с древнейших времен (кикладский и минойский периоды) до 4-го и 5-го веков нашей эры, многочисленны и варьируются от греческой керамики до мозаик, рельефов и настенных росписей. После 1 века до н.э., и особенно в римский период, техника изготовления рельефов и качество изображений стали такими, что стало возможным "реалистичное" изображение инструментов и особенно их механизмов, которые никогда не изображались на аттической керамике. В ходе археологических исследований было обнаружено несколько сотен (возможно, до тысячи) авлосов, многие из которых сохранились фрагментарно, но некоторые почти полностью. Эти останки, которые часто поддаются точной датировке, являются прямым свидетельством того, какими были аулои в том или ином месте в то или иное время. Инструменты, датируемые с 6 века до нашей эры до поздней античности, были обнаружены в таких отдаленных странах, как Греция, Италия, Франция, Нидерланды, Египет, Судан, Израиль, Турция и Таджикистан. Систематическое изучение этих свидетельств еще предстоит провести, хотя работа над берцовыми костями римского мира уже началась (см. Пеше).