augmentation (англ. огмэнтэ́йшен, фр. огмантасьóн)

Назад

Увеличение длительности.

  1. В пропорциональной нотации используется процесс, при котором формы нот приобретают дополнительную ценность в простом математическом соотношении. Этот процесс противоположен уменьшению и обычно использовался в полифонии эпохи Возрождения для восстановления первоначальной ценности форм нот после периода уменьшения.
  2. Этот термин описывает повторение cantus firmus на более длинных нотах, чем при первом звучании в композиции, - прием, встречающийся, например, в ряде песнопений позднего Средневековья и многих мессах и песнопениях эпохи Возрождения. После применения к cantus firmus, augmentation вошло в репертуар технических приемов ранних ricercares и fantasias таких композиторов, как Sweelinck и Фрескобальди (например, Sweelinck: Цветная фантазия, такты 119-26, бас), а также в контрапунктическую, каноническую и фугальную технику в целом (см. Фуга). В поздний период барокко и в последующие за ним периоды она стала менее распространенной. Поскольку увеличение длительности темы делает ее более заметной, оно эффективно в качестве кульминационного момента, особенно когда ее первое появление откладывается почти до конца фуги. Хорошо известным примером является органная фуга Баха до мажор bwv547, в которой педали вводятся с задержкой: в конце концов, они вступают на 49 такте, когда тема впервые звучит в дополнении (этот момент также представляет собой заметное возвращение к тонической тональности, подготовленной минорными гармониями).