Atonalität
Назаднем: атоналитéт
атоналитéт (немецкий, "Atonalität") — музыкальный термин, означающий "атональность" или описывающий принцип организации музыки вне традиционной тональности.
Дословный перевод и смысл
"A-" (греч. приставка) — отрицание, отсутствие.
"Ton" (нем. der Ton) — тон, звук; тональность.
"-ität" (суффикс) — образует существительное от прилагательного, указывая на свойство.
Буквально Atonalität означает "свойство отсутствия тональности", "без-тональность".
Этот термин обозначает принцип музыкальной композиции, при котором отрицается центральный тон (тоника) и иерархические функциональные отношения между аккордами, характерные для мажоро-минорной системы.
От таких понятий, как "расширенная тональность" или "полутональность", её принципиально отличает систематический отказ от какого-либо тонального центра, ведущий к эмансипации диссонанса и равноправию всех двенадцати звуков темперированного строя.
Применение в музыке
В музыкальной практике атональность как метод подразумевает создание звуковых структур, избегающих любых намёков на устойчивые тональные связи. Это достигается через последовательное избегание трезвучий, доминантовых отношений и каденций, а также через использование таких техник, как додекафония (серийность), где вся ткань выстраивается на основе определённой серии из 12 неповторяющихся звуков. Музыка, написанная в этой системе, характеризуется повышенной диссонантностью, напряжённостью и, зачастую, экспрессией. Исполнение такой музыки требует от музыкантов исключительного внимания к точности высоты звуков, ритмической сложности и новым способам звукоизвлечения.
Нюансы и сравнения
Atonalität является антонимом и полной противоположностью Tonalität ("тональность"). Важно отличать её от близких, но не тождественных понятий: от "свободной атональности" раннего периода (например, у Арнольда Шёнберга около 1908–1921 гг.), где тональность отрицалась интуитивно, и от "строгой", или "серийной" техники (додекафонии), которая стала систематическим методом организации атонального материала. Также её не следует смешивать с "пантональностью" или "политональностью", где одновременно присутствуют несколько тональных центров.
Исторический контекст
Термин "Atonalität" и соответствующая ему композиционная практика сформировались на рубеже XIX–XX веков как радикальный разрыв с тональной традицией, уходящей корнями в эпоху барокко. Именно в барокко, с трудами Жана-Филиппа Рамо и Иоганна Себастьяна Баха, мажоро-минорная тональная система обрела свою классическую форму с чёткой иерархией функций (тоника, доминанта, субдоминанта) и системой модуляций. Вся музыка барокко, от опер Клаудио Монтеверди до концертов Антонио Вивальди, была построена на драматургии тональных центров и их смене. Таким образом, атональность XX века представляет собой сознательный отказ именно от этой барочно-классико-романтической парадигмы. Однако парадоксальным образом некоторые барочные композиционные приёмы, такие как хроматика в музыке Дитриха Букстехуде или Иоганна Себастьяна Баха (например, в "Музыкальном приношении" или "Искусстве фуги"), которые предельно расширяли тональность, иногда рассматриваются как далёкие исторические предвестники атонального мышления, хотя и не выходили за рамки тонального принципа как такового.
Итог
Atonalität — принцип музыкальной композиции, возникший в XX веке, отрицающий иерархию тонального центра и функциональную гармонию, что приводит к созданию музыки, основанной на равноправии всех звуков и эмансипации диссонанса.