Atonalität (нем. атоналитэ́т)

Назад

Атональность, отсутствие ладовых связей.

Термин, который может использоваться в трех значениях: во-первых, для описания всей музыки, которая не является тональной; во-вторых, для описания всей музыки, которая не является ни тональной, ни последовательной; и в-третьих, для описания, в частности, посттональной и до-12-нотной музыки Берга, Веберна и Шенберга. (Хотя по первому определению серийная музыка является атональной, она существенно отличается от другой атональной музыки и обсуждается в статьях "Сериализм" и "Композиция из двенадцати нот"; поэтому здесь она не рассматривается.)

Важным аспектом тональности является способ контекстуального определения высоты тона, так что каждое конкретное определение данной высоты тона дает различную тональную функцию. Например, Соль, которая является корнем трезвучия соль мажор, имеет функцию или значение, отличное от Соль, которая является третьей в трезвучии Ми мажор. Такое определение, в свою очередь, уточняется более широкими музыкальными контекстами, и роли ритма, регистра, динамики и тембра в тональной музыке тесно связаны с определением тональных функций и взаимодействуют с ним. Атональность можно грубо разделить на два вида музыки: (1) та, в которой нет такого контекстуального определения в отношении трезвучий, диатонических гамм или тональностей, но, тем не менее, существуют иерархические различия между тональностями. В эту категорию можно было бы включить некоторые произведения Шенберга, Стравинского и Хиндемита. Неадекватность теорий тональности в отношении этой музыки подтверждает такую классификацию. (2) Те, в которых подобные иерархические различия не столь явны, хотя иногда присутствуют. Сюда входит кое-что из предсерийной музыки Веберна, Шенберга и, в меньшей степени, Берга.