atonalita (ит. атонали́та)

Назад

Атональность, отсутствие ладовых связей.

Важным аспектом тональности является способ контекстуального определения высоты тона, так что каждое конкретное определение данной высоты тона дает различную тональную функцию. Например, Соль, которая является корнем трезвучия соль мажор, имеет функцию или значение, отличное от Соль, которая является третьей в трезвучии Ми мажор. Такое определение, в свою очередь, уточняется более широкими музыкальными контекстами, и роли ритма, регистра, динамики и тембра в тональной музыке тесно связаны с определением тональных функций и взаимодействуют с ним. Атональность можно грубо разделить на два вида музыки: (1) та, в которой нет такого контекстуального определения в отношении трезвучий, диатонических гамм или тональностей, но, тем не менее, существуют иерархические различия между тональностями. В эту категорию можно было бы включить некоторые произведения Шенберга, Стравинского и Хиндемита. Неадекватность теорий тональности в отношении этой музыки подтверждает такую классификацию. (2) Те, в которых подобные иерархические различия не столь явны, хотя иногда присутствуют. Сюда входит кое-что из предсерийной музыки Веберна, Шенберга и, в меньшей степени, Берга. Обычные представления об атональности и ее развитии расплывчаты и вводят в заблуждение. Часто говорят, что тональность развилась до такой степени сложности, что уже невозможно было определить контекстуальное определение, как описано выше, и поэтому от тональных функций отказались. Такое отношение имеет под собой реальную основу, но является упрощением, которое затушевывает существенные вопросы. Две композиции, расположенные по обе стороны воображаемой границы между тональностью и атональностью, - сонет Листа "Петрарка" № 104 из второй книги "Анналов пелеринажа" и прелюдия Скрябина, соч.74, № 3, проливают свет на этот вопрос.