Artikulation (нем. артикуляциóн)

Назад

Артикуляция.

Средства артикуляции, а следовательно, и построения фраз, широко варьируются. Отдельные ноты могут быть артикулированы, а фразы начинаться "расстановкой" нот (они исполняются с небольшим опозданием, отделяются от предыдущей ноты коротким молчанием или другим агогическим приемом), ударением (или, наоборот, неожиданной нотой без акцента в громком отрывке) или другим динамическим приемом, или по нюансам тембра или интонации. Возможности артикуляции также зависят от исполнительской среды и акустического окружения. Для достижения четкости звука в зале с обильной реверберацией, как правило, требуется энергичная артикуляция, а также относительно медленный темп. Артикуляционные характеристики инструментов являются важным элементом их музыкальных возможностей. Помимо вибрато, основные различия в тембре скрипки, трубы и гобоя, например, заключаются в их различных способах артикуляции: их звучание становится практически идентичным, если исключить из записи начальную и конечную артикуляцию каждой ноты. Отличительной особенностью музыки на волынке является использование изящных нот, затравок и других украшений, чтобы компенсировать отсутствие тишины как артикуляционного ресурса. Орнаменты также являются характерным средством артикуляции нот на органе или клавесине, когда в противном случае они могли бы затеряться в текстуре. Техника артикуляции на большинстве духовых инструментов включает в себя различные модели произношения: аналогичные аспекты техники игры на инструментах семейства скрипичных включают в себя управление смычком (и случайное использование пиццикато). В вокальной музыке средствами артикуляции, помимо грациозных нот и тому подобного, портаменто и таких промежутков тишины между нотами, которые доступны большинству исполнителей, являются согласные и гортанные или плавные начала и окончания гласных звуков. Большинство клавишных инструментов могут добиться почти идеального мелодического легато даже в небольшом помещении, когда конечная артикуляция одной ноты воспроизводится после начальной артикуляции следующей. Атака (начальная артикуляция) ноты чаще всего занимает от 0,01 до 0,1 секунды. Однако басовые ноты произносятся относительно медленно, отчасти потому, что требуется больше времени для восприятия сигналов более низкой частоты, а отчасти потому, что требуется больше времени для приведения в движение больших масс воздуха, струн и т.д., которые, вероятно, участвуют в создании басовых нот. Поэтому тромбон, фагот и контрабас, как правило, менее резкие, чем труба, гобой и скрипка.