ars nova (лат. арс нóва)

Назад

Новое искусство (музыка 14 в.).

В самых общих чертах Ars Nova используется как синоним "полифонии 14-го века", точно так же, как Ars Antiqua расшифровывается как "полифония 13-го века’. Концепция Ars Nova основана на огромном новом диапазоне музыкальной выразительности, ставшем возможным благодаря нотным техникам, описанным в трактате Филиппа де Витри "Ars nova" (ок.1322). Впервые этот термин был использован в качестве исторического лозунга Йоханнесом Вольфом в его книге "Учение о числовой нотации" (1904), в которой трактат рассматривался как один из главных поворотных моментов в истории нотной грамоты; и, возможно, именно названия глав, а не конкретное содержание работы Вольфа привели к использованию "Ars Nova" для включения всей французской музыки XIV века в работы последующих исследователей. Несколько теоретиков начала XIV века ссылались на идею Ars Antiqua, представленную в основном Франко, и Ars Nova, созданную Филиппом де Витри; но с исторической точки зрения полезность этой идеи больше подтверждается трактатом Ars Nova. "новые музыкальные произведения" (ок.1320) Йоханнеса де Муриса, булла папы Иоанна XXII 1324-5 годов, осуждающая музыкантов, которые были "новыми школьными учениками", и упоминание в "Speculum musice" Якоба Льежского о "современных канторах" и "aliqui nunc novi’. О том, что примерно в 1320 году существовало некоторое осознание изменений в музыкальных техниках и мировоззрении, свидетельствует также самая ранняя музыка, иллюстрирующая нотацию, описанную в трактате Филиппа де Витри, - мотеты к роману де Фовеля, скопированные в рукопись F-Pn fr.146 в 1316 году, некоторые из них обширны. произведения в несколько раз длиннее мотетов предыдущего поколения и демонстрируют диапазон нотных значений, гораздо больший, чем это было возможно при использовании предыдущих франконских и постфранконских техник. Сохранилось относительно немного французских музыкальных источников, относящихся к периоду, непосредственно предшествовавшему появлению рукописи Романа де Фовеля, и эти немногие фрагменты, датировка и происхождение которых являются предметом существенных разногласий, поэтому осталось очень мало источников в чистейшей нотации Ars Nova, описанной Филиппом де Витри. Поэтому этот термин почти неизбежно применялся (Вольфом и многими более поздними учеными) к творчеству Машо и, поскольку несколько рукописей Машо относятся к началу XV века, ко всей французской музыке XIV века, несмотря на то, что Шраде настаивал на том, что после 1330 года стиль перестал быть новым. В самом деле, название оказалось настолько удобным, что стало обозначать всю музыку в период между романами Фовеля и Ренессансом: так, третий том "Новой оксфордской истории музыки" озаглавлен "Ars Nova" и "Ренессанс, 1300-1540" (Лондон, 1960), а основные исторические обзоры в MGG следуют последовательности "Ars Nova" и "Ренессанс, 1300-1540" (Лондон, 1960). Антиква’, "Арс Нова", "Ренессанс’. В таких исследованиях Ars Nova может включать музыку со всех уголков Европы и распространяться примерно на 1420 год (см. Средневековье). Итальянская музыка XIV века в настоящее время чаще всего выделяется под названием "треченто", но существует разумная (и сильная) точка зрения, согласно которой, поскольку сохранившийся репертуар охватывает период примерно с 1325 по 1425 год, исторически неверно называть ее именем, которое подразумевает разделение на 1400 год., и географически сепаратистски использовать такое исключительно итальянское название. Основными соображениями в пользу исключения Италии из идеи Ars Nova являются следующие: итальянская музыка примерно до 1370 года стилистически и нотно полностью отличалась от французской музыки; и что итальянская система счисления развивалась более постепенно, и точная граница между Ars Antiqua и Ars Nova в Италии не может быть установлена ни в каком исторически полезном смысле. С другой стороны, трудно не согласиться с утверждением Нино Пирротты (1966), что фундаментальные изменения, произошедшие как во Франции, так и в Италии примерно в 1320 году, были одинаковыми: впервые "потребовалось точно определить длину каждого звука, чтобы разные голоса могли продолжать звучать". планируйте и точно укладывайтесь в те сочетания звука и ритма, которые определены композитором’. Хотя это было лишь кульминацией процессов, происходивших в течение предшествующей половины столетия, оно остается одним из самых поразительных и важных моментов в истории музыки. Ни один историк никогда не отрицал, что французская и итальянская музыка первой половины XIV века, в целом, стилистически сильно отличались друг от друга; но слишком легко не заметить разнообразие стилей внутри каждой традиции, установить поверхностные границы. Более того, анализ Пирротты позволяет увидеть неоспоримые связи между музыкальной эволюцией во всех частях Европы, включая Англию и восточные районы империи. Дальнейшее сужение терминологии было достигнуто Гюнтером, который сформулировал термин Ars Subtilior для обозначения музыки поколения композиторов после Машо, тех музыкантов интернациональной готики, которые объединили стили Франции и Италии, проложив путь к более простым стилям 15-го века. В некотором смысле эта терминология снова является попыткой передать описание нотного стиля (называемого Апелем "маньеристской нотацией") для обозначения музыкального стиля. Трудность в этом анализе заключается в том, что многие более простые стили французской музыки сосуществовали с замысловатой музыкой Ars Subtilior; то есть Ars Subtilior не заменял существующие стили, и его техника принципиально не отличалась от того, что существовало ранее, просто была более сложной. Но поскольку это различие было общепринятым и привело к тому, что французский Ars Nova считается завершившимся примерно в 1370 году, в то время, когда французский и итальянский стили все еще были четко разделены, впоследствии стало меньше мнений в пользу каких-либо ссылок на итальянский Ars Nova. Поэтому принято использовать "Ars Nova" для обозначения французской музыки от "Романа о Фовеле" до "смерти Машо", поскольку, хотя с исторической точки зрения это не самый точный способ использования термина, с историографической точки зрения он наиболее полезен. В то же время стоит отметить, что "Ars Nova", как и "Ренессанс", - это термин, который много раз встречался в ходе истории. Пожалуй, наиболее известным за пределами XIV века является использование Тинкториса, который описал Данстейпл (умер в 1453 году) как “новый художественный фон и происхождение”.