ars antiqua (лат. áрс áнтикуа)

Назад

Старое искусство (музыка 12- 13 вв.).

Термин, используемый группой писателей, в основном работавших в Париже в начале XIV века, чтобы отличить полифонию и нотацию непосредственного прошлого от новой практики их собственного времени, Ars Nova (Ars Modernorum), особенно связанной с Филиппом де Витри, Йоханнесом де Мурисом и их кругом. в 1310-х и 20-х годах. (Слово “арс” в средневековом понимании переводится как греческое слово technē, "техника" или "ремесло", и не имеет эстетических коннотаций.) Среди теоретиков музыки поборником Ars Antiqua был Якобус Льежский, который в своей энциклопедии "Зеркало музыки" (1320-е годы) поддержал авторитет Франко Кельнского, магистра Ламберта (которого он называл "Аристотелем") и Петруса де Круса и, критикуя современников, определил основные достоинства старой практики: 

1) современные композиторы писали только мотеты и шансоны, пренебрегая другими жанрами, такими как органум, кондукт и хокет; 

2) современные композиторы использовали в своих произведениях множество несовершенных измерений наряду с совершенными, в то время как старая практика, следуя Франко и Ламбертусу, придерживалась исключительно совершенства; 

3) современные композиторы разделили полубревы на меньшие значения, совершенные и несовершенные группы из минимумов и полуминиминов, в то время как последователи Ars Antiqua делили бреве только на полубреве в идеальном измерении, считая, что полубреве неделимо; 

4) как следствие, как это ни парадоксально, ритмический язык, используемый современными людьми, был гораздо более ограниченным и негибким, чем у приверженцев старой практики;

5) современные люди много экспериментировали с нотной грамотой, в результате чего это была непоследовательная практика, в то время как у последователей Франко была четкая и устоявшаяся традиция записывать свою музыку; 

6) современные музыканты слишком увлекались причудливыми и капризными ритмическими движениями, musica lasciva, в то время как приверженцы старой практики придерживались более сдержанной musica modesta. 

Из этого видно, что Ars Antiqua - это музыкальная практика второй половины XIII века, наиболее полно сохранившаяся в рукописях и описанная упомянутыми выше теоретиками, с многочисленными комментариями, аббревиатуры и сборники, основанные на "Ars cantus mensurabilis" Франко и "De musica" Йоханнеса де Грохейо. Такие рукописи, как B-Br 19606 и F-Pn fr.146 ("Роман о любви"), относящиеся ко второму десятилетию XIV века, в некотором смысле являются переходными и содержат произведения как в Ars Antiqua, так и в Ars Nova. В настоящее время определение термина "Ars Antiqua" часто расширяется и включает музыку периода Нотр-Дама и ее главных композиторов Леонина и Перотина. Жанры, которые восхвалял Якобус, и ритмическая идиома, которую он обсуждал, развились из этой более ранней традиции; и действительно, репертуар organum и conductus принадлежит скорее этой традиции, чем периоду, к которому он имел отношение. Таким образом, в этом более полном определении Ars Antiqua включает в себя два больших исторических периода: школу Нотр-Дам, датируемую примерно с 1160 по 1250 год и сохранившуюся в таких рукописях, как I-Fl Plut.29.1, D-W 628, D-W 1099 и E-Mn 20486, и период примерно с 1250 по 1320 год, на который конкретно ссылается Якобус. Первая характеризуется литургической полифонией с латинскими текстами, модальным ритмом и появляющейся мензурной нотацией; в последнем преобладают контролируемый мужской ритм и развитая нотная грамота, а также жанр мотета, прежде всего французского, но он также положил начало письменной традиции инструментальной музыки и светской полифонической песни. Ранние жанры conductus и organum были значительно переработаны в свете изменившейся эстетики, пришедшей с появлением мужского ритма; несомненно, именно благодаря таким модернизированным версиям Якобус познакомился с более ранним репертуаром. Какими бы достоинствами ни обладало расширенное определение Ars Antiqua, в 1310-20-е годы действительно наступил совершенно новый период, Ars Nova. В то время как многие нововведения Ars Nova были действительно радикальными, многие другие представляют собой продолжение более ранней практики; так, Филипп де Витри явно основал свою ритмическую систему на Ars Vetus Франко. Чувствительность к этим изменениям и расширению практики Ars Antiqua как со стороны современных, так и со стороны более консервативных музыкантов, несомненно, сформировала довольно полемичное различие, которое Якобус провел между этими двумя видами искусства.