arpeggione (ит. арпэджóнэ)

Назад

Смычковый инструмент, сочетающий признаки виолончели и гитары.

Струнный смычковый инструмент. И.Г. Стауфер (Stauffer) из Вены и Петер Тойфельсдорфер (Peter Teufelsdorfer) из Пешта утверждали, что являются изобретателями того, что стало известно как арпеджио. Оба создали новый инструмент, который они назвали "смычковая гитара", и оба представили свои инструменты весной 1823 года. Скрипичный мастер Иоганн Эртль из Вены, возможно, также внес свой вклад в изобретение арпеджио. Концепция этого инструмента, возможно, возникла у Дж.Г. Лееба из Прессбурга, который, возможно, экспериментировал с конструкцией смычковой гитары 20 годами ранее. Инструмент, по сути, представлял собой бас-виолу с настройкой по типу гитары, E–A–d–g–b–e (см. иллюстрацию). Корпус был более грубым по структуре, а лады, которых насчитывалось 24, представляли собой, как на гитаре, металлические полоски, прикрепленные к грифу. Он был смычковым, как у виолончели. Корпус был с плавной талией, скорее имитируя гитару, чем возрождая раннюю форму виолы. Арпеджио особенно подходило для игры на 3-х нотах, двойных стопах и арпеджио. Виртуозами игры на этом инструменте были Генрих Август Бирнбах (1782-1848) и Винченц Шустер. Сохранилось несколько инструментов Стауфера, а также несколько неподписанных инструментов, созданных по его образцу. Также сохранились инструменты, подписанные Й.Г. Леебом, Антоном Миттейсом из Лейтмерица и Томашем Пасамонски из Кракова. Только в 1870-х годах этот инструмент стал называться арпеджио, в честь знаменитой одноименной сонаты Шуберта (d821), написанной в ноябре 1824 года.