arpanetta (ит. арпанэ́тта)

Назад

Маленький инструмент в виде арфы.

Вертикальные двойные гусли, каждая из основных сторон трапециевидной ложи которых выступает в качестве деки; классифицируются как самшитовые цитры. В Германии этот инструмент иногда называли italienische Harfe ("итальянская арфа"; например, Брокгауз; Welcker von Gontershausen). Как показано на картинах эпохи Возрождения и барокко, инструмент ставился на стол или на колени сидящему музыканту, при этом самые короткие струны находились в непосредственной близости от него. Струны, связанные с правой декой (см. иллюстрацию), были изготовлены из закаленного железа и использовались для воспроизведения мелодии; те, что слева, были сделаны из латуни (или какого-то похожего медного сплава, более тяжелого, чем железо) и, благодаря изогнутому мостику, расположенному совсем близко к верхнему краю коробки, обеспечивали басовое сопровождение. Обычно они достигали высоты около 90 см, но также изготавливались инструменты высотой от 60 до 150 см. Общий диапазон может варьироваться от двух с половиной до четырех октав: Майер (1732) дал диапазон всего в две октавы и треть (C-e) для левой стороны и диапазон в две октавы и квинту (b–f"'; хроматически f–d"') для правой стороны); Эйзель (1738) дал диапазон от фа до ре, хроматический, за исключением самой низкой 5-й. Семь диатонических нот в каждой октаве были сдвоенными, в то время как пять хроматических нот были однострунными. Сохранившиеся документы датируются периодом с 1621 по 1730 год. Впервые арпанетта появилась на Западе, возможно, в Италии, но наибольшей популярности она достигла в Германии (в Гамбурге сохранился образец, созданный И.Х. Аппелем и датированный 1713 годом) и Нидерландах после 1650 года. В "Музыкальном словаре" И.Г. Вальтера 1732 года упоминаются три типа арф, первой из них была "обычная, известная повсюду, нанизанная на проволоку и называемая гарпанетта’. Из-за своей формы этот инструмент иногда называют гуслями-арфами или гуслями-арфами-гармошками (например, Норлинд, 1936). Несмотря на то, что арпанетта пользовалась большой популярностью у игроков-любителей (особенно женщин) вплоть до второй половины XVIII века, неизвестно, был ли у этого инструмента когда-либо собственный репертуар (этот вопрос рассмотрен в работе Вакернагеля, 1997). Современное возрождение этого инструмента отчасти можно отнести на счет английского арфиста Эндрю Лоуренса Кинга, который впервые публично сыграл на арфанетте (и арфе Давида) на берлинском фестивале Bachtage в 1991 году.