architectonique (фр. аршитектони́к)

Назад

Архитектоника.

Сергей Ивлев

Образование, искусство, философия 

Поскольку термин "архитектоника" довольно спорный (официально ещё не устоялся), то начать придётся с архитектуры. Он оттуда вышел.

Традиционно настроенные авторы данный термин понимают как "архитектурную тектонику". Именно так его трактует один из старейших исследователей русской архитектуры В. И. Плужников (Термины российского архитектурного наследия, 1995). Однако сегодня наметилось и иное его толкование.

Так "тектонику" традиционно понимают как внешнее выражение архитектурной конструкции ("распределение архитектурного декора в композиции произведения зодчества, подчеркивающее зрительную надежность конструкций"). Но существуют архитектурные стили, в рамках которых конструкцию зданий не только не подчёркивали, но специально прятали. Например, в архитектуре барокко стена, традиционно сложенная из кирпича или каменных блоков, словно исчезала под массой украшений. Архитекторы не подчёркивали конструкцию, а, наоборот, её прятали. Такая тектоника (от греч. τεκτονικός, строительное искусство) следовала не конструкции, а символическому смыслу сооружения. Вот её-то многие современные исследователи и называют архитектоникой (главной тектоникой, тектоникой смыслов).

Это значение термина "архитектоника" и переняли у архитектуры исследователи иных видов искусства. Естественно, прежде других этот термин появился в скульптуре. Ведь массы материала там распределяются не только в зависимости от необходимой устойчивости произведения, но в первую очередь от смысловой задачи.

Чуть позднее термин перекочевал в другие изобразительные искусства. И уже совсем недавно им стали активно пользоваться в литературе, театре, кино и пр. (Кстати, в литературе термин использовали ещё в 19 веке).

С точки зрения такой трактовки термина нетрудно понять его применение, например, в фотографии и, что важно, его отличие от композиции. Композиция есть формальное соотношение частей и целого. Так, когда говорят о диагональной или фронтальной композиции, то совершенно неважно что именно (какой объект) располагается в центре или от чего к чему идёт диагональ. Части целого в общей композиции трактуются как пятна, абстрактные объекты, линии и пр. Однако в реальности сама композиция сильно зависит смысла объектов. Диагональная композиция узенькой кривой улицы в небольшом городке приобретает иной смысл по сравнению с диагональной композицией прямого широкого проспекта в столице. Лесная дорога - это не горная дорога, и не дорога в пустыне, и не лунная дорожка на море.

По сути архитектоника - это композиция смыслов, знаков и символов. И часто она более важна, чем формальная композиционная завершённость и уравновешенность.Фотограф может вопреки композиционным правилам "поставить", например, человеческую фигуру в самое неожиданное место, для неё никак не предназначенное. Но в соответствии со смыслом данной фигуры. Важно, как смыслы всех фигур изображения соотносятся друг с другом.