archiluth (фр. аршилю́т)

Назад

Басовая лютня.

Общий термин для лютен со струнами, настроенными подобно лютням эпохи Возрождения, и с расширенными басовыми струнами. Арх-лютня отличается от Теорбо главным образом тем, что корпус меньше, а первые и вторые ноты звучат на высоте лютни, а не на октаву ниже (это стало возможным благодаря меньшей длине струн). Термин “арчилиуто” использовался в Италии до 1590 года; неизвестно точно, какую форму инструмента тогда подразумевал этот термин, но приставка "arci-" указывает на некоторую форму усиленной лютни, причем наиболее вероятным улучшением является расширение басовых частот (как для большей громкости, так и для дополнительных нот). Различные ранние лютни сохранили настройку, двойные струны, октавные басовые партии и музыкальную роль лютни эпохи Возрождения; поэтому их часто называли просто “люто”. На современных картинах изображены некоторые лютни с коротким грифом, на котором закреплен второй загнутый назад пегбокс, а некоторые с расширенными диапазонами, прикрепленными к басовой стороне единственного прямого пегбокса. Ко второму десятилетию 17-го века некоторые архлюты имели короткую форму теорбо-подобного удлинения с характерной головкой в виде пастушьего посоха, несущей двухструнные октавные ряды, длина которых примерно в полтора раза превышала длину резных полос. Это развитие совпало с первым появлением термина "liuto attiorbato" (лютня на ножках), который является обычным современным термином для арклютов такого рода, согласно классификации Спенсера (1976). Как сам термин, так и эта форма инструмента постепенно исчезли в Италии примерно в середине 17 века.