archet (фр. аршэ́)

Назад

Смычок.

Гибкая деревянная палочка или трубка (бамбуковая), удерживаемая под напряжением струной (обычно из конского волоса), используемая для извлечения звука из струнного инструмента.

Использование смычка восходит к 10 веку, когда он был известен во всем исламе и в Византийской империи. Ни в тех частях Европы, которые в то время не находились под властью Византии или арабов, ни в Восточной и юго-Восточной Азии не было найдено свидетельств того, что струнные инструменты использовались до 1000 года. Теории о североевропейском или индийском происхождении смычка оказались беспочвенными. Смычок часто упоминается в литературе 10-го века и четко изображен на ряде иллюстраций. Большинство упоминаний в арабской литературе исходит от выдающихся ученых и компетентных авторитетов в области музыки, таких как Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Зайла и Ибн Халдун. В связи с классификацией хордофонов, "струны которых издают звук, натирая их другими струнами или тканью, похожей на струну", эти авторы упоминали инструменты, "звуки которых можно удлинять и комбинировать по желанию". Имеющиеся источники указывают на то, что смычковые инструменты появились в Центральной Азии. В то время использовались стержни для пощипывания, взбивания или трения струн, а также смычок для извлечения звука из хордофонов. Гипотезу о центральноазиатском происхождении лука подтверждает фреска во дворце правителя Хуттала в Хулбуке (ныне Курбаншаид, Южный Таджикистан). Среди прочих сюжетов на ней изображены женщины, играющие на музыкальных инструментах, в том числе на смычковом струнном инструменте. Поскольку этот дворец был разрушен в 11 веке, а фреска была побелена в конце 10-го, роспись должна быть датирована самое позднее 10-м веком. На нескольких византийских иллюстрациях 10-го и 11-го веков изображены струнные инструменты, струны которых прикреплены к поперечному струнодержателю и расположены веером, а боковые колки используются в сочетании с чрезвычайно длинными смычками.

Смычок был впервые представлен в Европе в 11 веке через исламскую Испанию и Византию. Самые ранние западные упоминания о нем встречаются на миниатюрах из Северной Испании и Каталонии, датируемых первой половиной 11 века. К 1100 году смычок использовался по всей Западной Европе. Самый старый смычок, который сохранился, хотя и в фрагментарном виде, датируется серединой 11 века. Он был найден во время раскопок на площади Крайстчерч-Плейс в Дублине вместе с колками для настройки струнного инструмента. Деревянная палочка, отломанная на конце рукояти, имеет длину 57 см, и на ней видно, что смычок был выпуклым. Она слегка изгибается от излома и отчетливо изгибается к кончику, где есть выемка. Нитка из конского волоса была бы прикреплена к палке в месте надреза узлом. В ранние века, примерно до 1600 года, смычок имел определенные характеристики, общие для всех образцов, несмотря на большое разнообразие форм. Смычки всегда были выпуклыми, как охотничьи луки с натянутой тетивой. Волосы, которые были сделаны из конского волоса или "материала, похожего на тетиву", нанизывались на стержень из эластичного дерева или бамбука, изогнутый дугой. Тетива была намного слабее, чем у современных смычков, поэтому волосы не так крепко удерживали струны. Волосок был прикреплен непосредственно к палочке, а не к регулируемой колодочке, которая позволяла бы изменять натяжение. Иконографические источники примерно с конца 10-го века сообщают о большом разнообразии форм смычка, начиная от большого, сильно изогнутого, почти полукруглого смычка, удерживаемого посередине древка, до плоского смычка, почти не изогнутого, с волосками, почти касающимися основания древка. Изгиб некоторых тростей описывал равномерную дугу, другие были резко изогнуты на одном конце, но в остальном были довольно прямыми. Были также трости, у которых стержень выходил далеко за пределы кончика волоса; этот выступ служил ручкой и в ранних образцах часто был точно такой же длины, как и та часть, которая использовалась для сгибания. На некоторых иллюстрациях длина волосяного покрова смычка, по-видимому, не превышает 20-30 см, что позволяет выполнять только очень короткие движения смычком, в то время как на других общая длина смычка более чем в два раза превышает длину инструмента, и манипулировать им можно, в основном, полностью вытянутой рукой. Таким образом, графические источники демонстрируют, что в 10-м и 11-м веках было опробовано много различных типов смычка; эти эксперименты позволяют предположить, что смычок в то время находился на ранней стадии своего развития, и у него не было предшественников. Только в позднем Средневековье постепенно появились однотипные смычки длиной от 50 до 80 см и умеренно изогнутые. Там, где не было выступающей ручки, игрок держал не только трость, но и кончик волоса и, следовательно, мог изменять натяжение смычка во время игры, нажимая на волосы пальцами. До 14-го века смычок обычно держали в сжатом кулаке, что обеспечивало мощный удар и большее давление на струны, но исключало свободное запястье и, следовательно, эластичность при смене удара. Иллюстрации того, как лук держат кончиками пальцев, поначалу встречаются единично и становятся более частыми только в позднем Средневековье. Следует проводить различие между захватом в какой-то точке вдоль палки и захватом на самом конце палки: в первом случае используется сильно изогнутая полукруглая дуга; но последнее, обеспечивающее в определенной степени равномерность удара, необходимую при использовании инструмента с несколькими струнами, постепенно возобладало в Европе, когда в обиход вошел менее изогнутый смычок. Почти все без исключения держали инструмент в левой руке, а смычок - в правой, как это принято сегодня. С давних пор сложились определенные нормы в том, как держать инструмент и в технике смычка. Когда игрок держал инструмент наклонно вверх или вбок от тела, смычок удерживался хватом сверху, но когда инструмент опирался на колено (гамба), смычок удерживался захватом снизу. Распространенным исключением из этого правила было то, что при сильном изгибе смычка его часто держали в опущенной руке, даже если инструмент опирался на колено. Иногда, когда инструмент держали струнами почти вертикально, также использовался захват снизу, в основном на византийских иллюстрациях 10-12 веков. Исследования показали, что распространение смычковых в Европе может быть связано с широко распространенным в Средние века аккомпанементом бурдона, параллельным органумом или очень ранними формами средневековой полифонии. Конструкция средневековой скрипки с подставкой означала, что смычок, как правило, издавал звук более чем с одной струны одновременно; струны бурдона, сопровождающие мелодию, создавали фоновый гул. Таким образом, принцип, лежащий в основе звукоизвлечения скрипки и шарманки, на ранних этапах был одним и тем же. Только с дальнейшим развитием техники игры на смычке постепенно развилось раздельное звучание отдельных струн и дифференциация углов движения смычка. Однако полифоническая игра на струнных инструментах все еще была широко распространена в эпоху Возрождения, по крайней мере, на лира-да-Браччо, что способствовало развитию хордовой полифонии; для этого вида игры требовались смычки с относительно большим промежутком между волосом и тростью, характерным для обоих типов смычков 15 и 16 - го веков (т.е. смычок с сильно изогнутой тростью и тип с более плоской тростью и колодкой).

Примерно к 1625 году музыкантам стали требоваться более тяжелые смычки для более четкой артикуляции, увеличения громкости и получения более сложного звука. Иконографические источники указывают на то, что до этого волосы закреплялись на конце, как это до сих пор делается в традиционных смычках многих культур: их пропускали через отверстие или прорезь, затем завязывали узлом и заворачивали, как показано на картине Гвидо Рени "Святая Чечилия, играющая на скрипке" 1606 года. Вероятно, около 1625 года острие было утолщено в виде наконечника "пики", волосы были завязаны узлом и завиты внутрь прямоугольного (или, позднее, трапециевидного) паза в головке, закрепленного петлей на плотно прилегающей деревянной пробке. В то время смычки, как правило, изготавливались из тропических лиственных пород; несколько сохранившихся смычков 17-го века изготовлены из змеиного дерева (specklewood, letterwood; лат. piratinera guianensis), удивительно плотного, прочного и красивого материала. Сохранились смычки из черного дерева и железного дерева XVIII века, но, несмотря на то, что эти породы дерева плотные, их эластичность требует чрезмерной толщины и веса для их усиления; по-видимому, они предназначались для более тяжелых смычков, предназначенных для использования на больших инструментах. иконография 17-го века демонстрирует эстетическое предпочтение, отдаваемое длине смычков соответствующим инструментам. Изображения смычков для виолончели и контрабаса кажутся значительно длиннее, чем более поздние образцы, хотя в случае с настоящими смычками соблюдение эстетики было ограничено практичностью. Однако инструменты браччо и их смычки часто удачно сочетались, как, например, на картинах Питера Лели "Человек, играющий на скрипке" (конец 1640–х годов) и "ванитас" Питера Клаеса (ок. 1597-1660). Общая длина редкого скрипичного смычка конца 17 века составляет 58 см; другой сохранившийся короткий смычок, более позднего времени, имеет длину чуть более 64 см, что примерно соответствует внешнему пределу для скрипичного смычка такого типа (Музей Пауэрхаус, Музей прикладных искусств и наук, Сидней, Австралия). Хокинс в своей книге "Всеобщая история", опубликованной в 1776 году, отметил, что общая длина смычка "соната" еще в 1720 году составляла около 24 дюймов (61 см), а "обычный смычок" был еще короче. Хотя невозможно сделать общий вывод о весе коротких смычков, сохранившиеся образцы весят от 37 до 42 граммов. Волосы были прикреплены к трости с помощью второго паза, а съемная колодка, отделяющая трость от волос, была вставлена в углубление, вырезанное в трости, и удерживалась на месте за счет натяжения волос. Несмотря на то, что это исключало возможность тонкой регулировки натяжения волос, этот метод, тем не менее, казался вполне приемлемым; некоторую корректировку можно было внести, поместив полоски бумаги или другого материала между волосами и колодкой. Ранние эксперименты с устройствами для регулирования натяжения, такими как зубчатый кремальер, в котором колодка прикрепляется металлической петлей к маленькому храповику, прикрепленному к верхней части трости, похоже, не вызвали особого интереса гораздо позже. (Дата 1694 года на петельчато-винтовой колодке хорошо известного лука, ранее находившегося в коллекции Hill в Лондоне, является поддельной.) На немногих сохранившихся смычках 17-го века, сохранивших оригинальные колодки, длина канала для волос достигает 8 мм.

Чтобы избежать кажущейся недостаточной чувствительности головки смычка, где расстояние между волосом и тростью было небольшим, трость часто нагревали и слегка выгибали (или, возможно, вырезали) наружу в самых верхних нескольких сантиметрах. Увеличенное в результате расстояние между волосом и тростью сделало смычок очень гибким и отзывчивым по всей длине. В любом случае, когда колодка "закреплена" на месте при игровом натяжении, смычки 17-го века выглядят несколько выпуклыми. Исполнители, очевидно, были довольны коротким скрипичным смычком еще в 18 веке. Однако около 1720 года, как сообщается, по инициативе Тартини, итальянские мастера-лютнисты разработали значительно более длинный скрипичный смычок, общей длиной от 69 до 72 см и общим весом от 45 до 56 граммов. В другой модификации, позже также приписываемой Тартини, легкая выпуклость у кончика была заменена на чуть более приподнятую головку, что часто приводило к отчетливому профилю "лебединого клюва", в то время как трость оставалась прямой; однако длинный смычок Тартини, хотя и прямой, имеет небольшое, несколько приподнятое острие, а не "лебединый клюв" (Консерватория музыки Джузеппе Тартини, Триест). Новые смычки были известны как "длинные луки", иногда как “луки тартини”. При натяжении при игре длинные смычки по-прежнему выглядят слегка выпуклыми; более того, многие длинные смычки XVIII века все еще изготавливались с низкими головками в виде щуки или даже лебединого клюва, которые сохраняли выпуклый "горб" на верхнем конце древка. Нередко на черенке трости вырезали до 24 неглубоких узких канавок – либо для лучшего сцепления, либо для украшения. Длинные смычки не вытеснили короткие. Г.Б. Сомис (1686-1763), ученик Корелли (1653-1713), продолжал использовать короткий смычок, а П.А. Локателли (1695-1764), возможно, самый блестящий виртуоз 18-го века, был назван английским наблюдателем Бенджамином Тейтом в 1741 году одним из самых искусных мастером смычка XVIII века, он был непреклонен в своем предпочтении короткому смычку, возможно, потому, что с ним было легче обращаться и он быстрее реагировал, что дополняло его зажигательный стиль исполнения. Небольшое провисание длинного смычка при первом касании струны соответствовало преобладающему итальянскому стилю кантабиле 18-го века и непрерывному движению по струнам, но не определенному типу четкой артикуляции. В попытке уменьшить их массу без ущерба для прочности, у длинных смычков нередко были рифленые верхние две трети; сохранилось несколько образцов с рифлением 18-го века. Многие из них почти не использовались, возможно, их сохранность обусловлена мастерством изготовления или дорогими материалами, а не игровыми характеристиками. Действительно, преобладающее восприятие смычков как аксессуаров привело к тому, что от большинства обычных, но хорошо играющих коротких и длинных смычков в конечном счете отказались, в то время как эстетически привлекательные длинные смычки сохранились, невзирая на их музыкальную эффективность. Рифленые смычки, по-видимому, никогда не упоминаются в иконографических источниках; возможно, их уменьшенная масса также снизила богатство звучания или стабильность, что уменьшило их привлекательность для профессиональных исполнителей. Действительно, короткие смычки, неизменно без канавок, обладали повышенной прочностью и уменьшенной массой благодаря тому, что длина древка была чуть больше ширины; его вертикальная ось имела овальное поперечное сечение.

Короткий смычок продолжал широко использоваться по меньшей мере до 1750 года. Они до сих пор фигурируют в каталогах мастеров середины XVIII века, и на многих картинах XVIII века они используются, в том числе на картине Карла Ванлоо "Султан, дающий концерт своей любовнице" (ок.1737) и на картине Хогарта "Разъяренный музыкант" (1741), главную фигуру которой Чарльз Берни определил как скрипач-виртуоз Пьетро Каструччи. Тем не менее, длинный смычок в конце концов заменил короткий, по крайней мере, у большинства солистов: Ж.-М. Леклер выступал с длинным смычком, как и Ф.М. Верачини, как показано на фронтисписе его академической сонаты 1744 года. Эстетика соответствия инструментов и длины смычков была отброшена: смычки для альта, виолончели и контрабаса теперь были короче, чем для скрипки. В то время как "пристегивающаяся" лягушка по-прежнему подходила большинству игроков, некоторые, очевидно, считали, что увеличенный размах волос на длинном смычке делает его более чувствительным к изменениям влажности и что требуется средство для тонкой регулировки натяжения волос. Колодка и ушко, регулируемые винтом, с волоском, вставляемым во врезной вырез в канале для волос колодки, а не в саму трость, вероятно, появились около 1740 года. Тем не менее, большинство длинных смычков и даже переходные классические типы, которые начали появляться примерно в 1760 году, в течение нескольких десятилетий все еще изготавливались со встроенными колодками: два смычка, принадлежащие Тартини (Консерватория музыки Джузеппе Тартини, Триест), один длинный смычок и один переходный тип имеют такие колодки. Небольшая регулировка натяжения волос, по-видимому, не считалась достаточно важной для большинства исполнителей середины 18-го века, чтобы учитывать дополнительные расходы, связанные с винтовой насадкой. Более того, ранние ушки, возможно, были ненадежными, их немногочисленные нити отваливались при незначительном использовании. Как и в случае с короткими смычками, колодки на многих сохранившихся длинных смычках имеют более широкие каналы для волос: 8×5 мм не является чем-то необычным. Вероятно, в третьей четверти 18-го века ряд длинных смычков с застежками были переделаны для использования с винтовыми колодками. Хорошо известным примером является искусно выполненная колодка в форме пандурины, вероятно, французского происхождения, ок.1770, на безымянном длинном смычке с рифлением, ок.1740 (музыкальный факультет Калифорнийского университета в Беркли). Этот смычок был ошибочно датирован 1700 годом и приписан Антонио Страдивари; его рукоять, вероятно, из железного дерева, ранее считалась изготовленной из фернамбука. Длинный смычок сохранялся до конца 18-го века, перекликаясь с переходными классическими смычками. Переходные смычки продолжили тенденцию развития длинного смычка, еще больше приподняв головку, создав профиль "топорика" или "боевого топорища", и нередко - модифицированную головку в виде лебединого клюва, которая была укорочена и чрезвычайно высока; сохранилось несколько таких рифленых переходных смычков. Трость была нагрета и сильно загнута внутрь, чтобы уменьшить расстояние между тростью и волосом, а также придать ему упругость и устойчивость. Иногда встречаются изогнутые переходные смычки с высокой головкой, выполненные с использованием старого выпуклого "горба" возле головы для дополнительной гибкости в этой области. Многие переходные модели короче, обычно легче, несмотря на более толстую градацию, и часто имеют более узкую ленту волос, хотя с течением столетия они становились длиннее и тяжелее, а каналы для волоса становились шире. Для изготовления этих более толстых вогнутых тростей обычно использовали фернамбук и, реже, железное дерево, а не змеиное: фернамбук - потому что оно легче, железное дерево - потому что оно менее жесткое. Эластичность этих материалов можно было снизить за счет внутренней выпуклости, к тому же фернамбук был дешевле змеиного дерева.

Парижский скрипач Мишель Вольдемар (1750-1818) в своей книге "Метод для скрипки" (ок.1798) представил четыре точных иллюстрации, прослеживающие историю смычка: короткий ("Корелли"), длинный ("Тартини"), переходный ("Крамер") и Турта ("Виотти"). Вольдемар, известный своими смычками каждого типа, утверждал, что модель, связанная с виртуозом Вильгельмом Крамером, работавшим в Лондоне в 1770-х и 80-х годах, была "принята в его (Крамера) время большинством профессионалов и любителей". Смычок "Крамер" с зеркальным наконечником и горлом на головке "боевого топора" и изящной колодкой из слоновой кости типичного французского дизайна, также выдолбленной с обеих сторон, является одним из многих сохранившихся вариантов, созданных мастерами, работающими в Париже и Лондоне, двух центрах изготовления смычков: в Париже Дюшен, Турт (отец); в Лондоне Эдвард, Джон и Джеймс Додды, Томас Смит и другие. Подпрыгивающие штрихи в музыке Мангеймской школы, Гайдна, Моцарта и их современников, по-видимому, были ответственны за введение пружинистых переходных смычков, которые выполняли эти эффекты более естественно, чем длинные смычки. Интересно, что переходный смычок около 1770 года, приписываемый Турту Пере, является еще одним атрибутом собственности Тартини; если он действительно был его владельцем, он приобрел его в конце своей жизни. Однако именно длинные смычки лучше подходят для того, что Юбер Ле Блан в своей "Игре на басовой виоле" 1740 года назвал "бесконечным потоком бесшовных изменений смычка" итальянского скрипача. Рисунок пером и карандашом (ок.1800) показывает Г.Б. Виотти, которого многие – хотя и анекдотично – считали одним из первых исполнителей на новом смычке Франсуа Турта, держащего то, что выглядит как длинный смычок с головкой из лебединого клюва. У многих сохранившихся длинных смычков позже был добавлен внутренний разворот, предположительно для облегчения подпрыгивающих ударов, но в конечном итоге они вышли из употребления в связи с радикальными изменениями в музыкальном стиле в конце 18-го века. С интересом конца 20-го века к практике исполнения старинных инструментов сохранившиеся длинные смычки широко копировались, хотя обычно изготавливались с обращенной внутрь кривой, которая, к сожалению, маскирует их подлинные характеристики и сильные стороны. Модель Франсуа Турта, созданная в 1780-х годах, на 74 или 75 см длиннее на 2-4 см, чем длинные смычки или многие переходные смычки. С еще более сильными градуировками и выпуклостью, а также закрытой колодки и металлическим наконечником, он весит от 56 до 60 граммов и немного тяжелее некоторых длинных смычков; "топорная" головка похожа на переходные модели, но без зеркального наконечника и горловины. Хотя эта модель в конечном итоге затмила все предыдущие типы, различные переходные конструкции были созданы в 19 веке по всей Европе, особенно многими членами семьи Доддов в Англии. Мотивацией обычно была стоимость: колодки с перламутровыми вставками и серебряными наконечниками стоят дороже, чем обычные колодки с открытым каналом. Литография Бегаса c1820 года ясно показывает Паганини, использующего переходный смычок типа Эдварда Додда с головкой типа "боевой топор".

Около 1785 года Франсуа Турт (1747-1835) преуспел в изготовлении смычка в Париже, который был настолько хорош, что в его время он стал образцом и, с небольшими изменениями в деталях, остаётся таковым и по сей день. Превосходство смычков Турта было высоко оценено Луи Шпором (Школа игры на скрипке, 1833), который говорил о "незначительном весе при достаточной упругости трости", о “красивом и равномерном изгибе, при котором максимальное приближение к волосам происходит точно посередине между головой и колодкой” и о “чрезвычайно точном и опрятном мастерстве изготовления”. По сути, Турт объединил значительные новшества переходных смычков, в том числе вогнутую трость и более высокую и массивную головку, в окончательной форме, сочетающей высочайшие игровые качества с несравненной грацией. Несмотря на то, что Турт был легендой при жизни, он никогда не ставил печать на свои смычки; в некоторых случаях он надписывал свое имя, возраст и дату на листке бумаги, вставленном в прорезь для колодки. По словам Фетиса, Турт установил длину скрипичного смычка на уровне 74-75 см, волоса - на уровне 65 см, а точку равновесия - на расстоянии 19 см от колодки. Смычок для альта был немного короче (74 см), а смычок для виолончели еще короче: общая длина 72-73 см, волос - 60-62 см и точка равновесия на расстоянии 17,5-18 см от колодки. Вес скрипичного смычка составлял в среднем около 56 граммов, а более толстые смычки для альта и виолончели весили соответственно больше. Трости Турта, неизменно изготовленные из фернамбука и имеющие круглую или восьмиугольную форму, слегка сужаются от основания к головке и становятся тоньше на конце. Он добился вогнутой формы, полностью нагрев трость и затем в горячем состоянии согнув ее. Он не вырезал из дерева нужный изгиб. Лента волоса была увеличена примерно до 1 см и состояла из 150-200 белых конских волосков. Чтобы они не слиплись в круглую массу, Турт (по словам Фетиса, по предложению Виотти) расплел волосы в однородную ленту с помощью заколки, как правило, серебряной; он покрыл поверхность от заколки до конца колодки перламутровым покрытием. Несмотря на то, что наконечник и винт заявлены как инновация Турта, они, вероятно, были представлены ранее. Колодки изготовлялись из черного дерева и имели прямоугольную форму, и квадратную завинчивающуюся пуговицу. Турт выбрал форму головки “топорика”, закрыв ее защитной пластиной, как правило, из слоновой кости. Головка "топорика" была тяжелее, чем ранняя головка "пики" или даже чем большинство переходных конструкций; балансировка на конце колодки была восстановлена за счет дополнительного веса металлического наконечника и дополнительного веса вставки ("ушка") колодки, задней накладки и завинчивающейся кнопки. Несмотря на это, баланс смычка Турта был смещен дальше к центру, чем в предыдущих примерах. Турт и его последователи также украшали свои лучшие смычки, используя такие драгоценные материалы, как черепаховый панцирь для колодок, золото для наконечника, задней пластины и завинчивающейся пуговицы, а иногда и перламутр для лицевой части головы. Джон Додд (1752-1839), лондонский современник Турта, вероятно, был знаком с новаторскими работами семьи Турта. Возможно, он усовершенствовал смычок примерно в то же время, что и Франсуа Турт, и пришел к очень похожим решениям. Однако смычки Додда отличаются не таким высоким качеством, и многие из них немного короче. Судя по тексту и по некоторым изображениям, Виотти, возможно, использовал смычок Додда примерно на 2,5 см короче, чем модель Турта. Только одно более позднее дополнение к луку Tourte подтвердило свою функциональную важность: нижняя направляющая (фр. coulisse) - кусок металла, прикрепленный к той части грифа, которая соприкасается со штангой при скольжении. Его назначение - минимизировать износ от трения и укрепить тонкие края. Турт оставил эту поверхность деревянной лягушки без защиты; изобретение нижней направляющей обычно приписывается Франсуа Люпо (1774-1837). В 19 веке появилось огромное количество выдающихся лучников; среди наиболее известных были Доминик Пекатт, Ф.Н. Вуарин, Люпо, Мэр, Пейджо, Персуа, Генри и Саймон из Парижа, а также семьи Додд и Таббс из Лондона. В Германии Людвиг Бауш приобрел достаточную известность, чтобы его называли ‘немецким гастролером’. И Пеккат, и Вуарин сначала работали на Ж.-Б. Вюйома, самого знаменитого французского скрипичного мастера и дилера начала 19 века. На многих ранних луках Пеккатта и Вуайрена (среди прочих) стояло имя Вюйома, который, хотя сам и не был лучником, потратил много времени на изучение работ Турте, чтобы иметь возможность руководить работой своих мастеров. Вюйом также изобрел новые модели, такие как луки из полой стали и самонаводящиеся луки, но ни одна из них не имела долговременного значения. Производители лука после Турте (такие как Пеккат, Генри, Персуа и Мэр), хотя в остальном придерживались модели Турте, как правило, удлиняли тетиву примерно на 1 см и стремились к идеальному весу в 60 граммов.