arabesque (фр. арабэ́ск)

Назад

Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы “арабеск” под № 1, 2, 3, 4.

Термин, по-видимому, появившийся в Европе во время мавританского завоевания Испании, впервые был применен в архитектуре и живописи для описания орнаментального фриза или бордюра, орнаменты которого, в виде листьев и завитушек, имеют аналоги в музыке в виде орнамента и сложной фигурной композиции. В музыке этот термин подразумевается, если не применяется, к трем музыкальным приемам: 

1) контрапунктическое оформление основной темы, например, приветствие к припеву "Иисус благословляет меня, Фрейда" в кантате № 147 Баха "Человек и мир", "Тат и жизнь".; 

2) разработка группетти, масштабных фигур и т.д. самой темы, которая должна была привести к вариационным техникам 19–го века - прекрасным примером является Andante Шуберта в d604; 

3) быстро меняющийся ряд гармоний, которые украшают, но не углубляют, точку в музыке, развитие композиции, как, например, в ноктюрнах Филда и Шопена. Для романтиков концепция арабески была особенно привлекательна в свете идеи, впервые популяризированной Ф.В.И. Шеллингом (1802) и Гете, об архитектуре как о "застывшей музыке’. Этот термин использовался для обозначения фортепианных пьес Стивена Хеллера (соч.49) и Шумана, чье соч.18 выполнено в форме рондо с повторяющимися эпизодами, которые резко контрастируют с основной темой. Соч.27 Гаде имеет аналогичное название, но наиболее типичными образцами этой формы являются "Две арабески" Дебюсси (1888-91), очарование и утонченность которых идеально отражают концепцию "арабески" как произведения, в котором композитор стремится к декоративному, а не эмоциональному эффекту.