apothéose (фр. апотэóз)

Назад

Апофеоз. 

1) в разных значениях; прославление; историческое - обожествление; в переносном смысле - пора высшего расцвета (ses journées d'apothéose — дни его славы)

2) высшие почести

Инструментальная музыкальная форма, программный элемент которой посвящен умершему музыканту, обычно Люлли. В качестве апофеоза Аполлон (олицетворяющий Людовика XIV) приветствует избранных покойников на горе Парнас.
Сохранившихся апофеозов немного, и самые ранние из них сохранились в виде сатирических сценариев. Анонимная “Триумфальная арка Люлли на Елисейских полях” датируется 1687 годом, годом смерти Люлли. В нем Люлли, защищаемый Полигимнией, предстает перед судом, в ходе которого рассматриваются музыкальные и моральные обвинения, выдвинутые против него французскими музыкантами, а затем его чествуют Аполлон и герои его опер. В следующем году Франсуа де Кальер включил рассказ о приеме, оказанном Люлли на Парнасе, в свою "Поэтическую историю новой войны" (1688), в которой итальянский музыкант пытается помешать приезду Люлли, сообщая Орфею (который также может быть свидетелем) об изощренных театральных приемах Люлли быть принятым за представителя короля; всегда уверенный в себе Люлли отметает все обвинения и приглашает Орфея присоединиться к нему в создании "оперы, которая будет стоить нам денег", но Орфей решительно отвергает это предложение.
Двумя лучшими музыкальными образцами "апофеозов" являются трио-сонаты, опубликованные Франсуа Купереном, в которых прослеживается сильная музыкальная связь со стилями умерших композиторов: "Парнас или Апофеоз Корелли: большая сонада в трио" (1724, как часть "Восхождения") и концертно-инструментальная композиция "Под названием "Апофеоз", составленная Франсуа Купереном. бессмертные воспоминания о несравненном господине де Люлли (1725). Последняя, более содержательная работа, изображает как Люлли, так и Корелли в Элизиуме. Их решение согласиться с тем, что французский и итальянский музыкальные стили одинаково хороши, привело к созданию эссе в форме увертюры, сочетающего элементы обоих национальных стилей, которое завершается разделом под названием “Мир на Парнасе”.
В этих мемориальных композициях нет ничего мрачного. Куперен, очевидно, намеревался развлечь свою аудиторию: отсылки к стилистическим различиям между итальянской и французской музыкой имели прямое отношение к его настроенной против него аудитории, как и "слухи о юге, причина появления современных авторов Люлли" и последующая "жалоба на воспоминания", намек на непопулярный контроль, осуществляемый Люлли над королевской музыкой. В предисловии Куперена к "апофеозу Люлли" также содержатся подробные инструкции по исполнению этих трио (и многих других) в виде пьес для двух клавесинов, где каждый исполнитель берет мелодическую линию, а оба играют на басу. Каждому движению предшествует краткое описание, которое, по крайней мере, в современных постановках, зачитывает один из музыкантов (или, иногда, рассказчик). Корелли и Люлли оба появились в другом произведении, также написанном в 1725 году, "Триумф мелофилетов", "идиллия в музыке" на текст Пьера Буре; неизвестно, кто написал и аранжировал музыку.