Aolsharfe (нем. эóлшхáрфэ)

Назад

Эолова арфа.

Струнный инструмент (хордофон), звучащий с помощью естественного ветра, интересен как своим символическим значением, так и музыкальной значимостью.

Обычно от четырех до 12 (но иногда 24 или 48) струн "из кетгута или латунной проволоки, одинаковой длины и неодинаковой толщины" (Magasin pittoresque, 1845) натянуты на одну или две перемычки из твердой древесины треугольного сечения, установленные на тонкой коробке из сосны, клена или красного дерева различной формы – размером 75-200 см (обычно 85-110 см) в длину, 11-35 см (обычно 12-26 см) в ширину и 5-17 см (обычно 5-9 см) в глубину. Торцы этой звуковой коробки могут быть изготовлены из бука, для крепления железных штифтов или деревянных колышков. Большинство инструментов имеют какое-либо приспособление, например щелевую тягу, для концентрации ветра на струнах. Существует шесть вариантов этой конструкции: 

1) Прямоугольная звуковая коробка с одним горизонтальным рядом струн, самая популярная модель в Англии и, до 1803 года, в Германии; также самый простой тип. 

2) Более практичный вариант, разработанный только в Англии, со струнами на наклонном грифе, над которым была установлена крышка, горизонтальная верхняя часть которой позволяла ветру обдувать струны там, где наклон был наименьшим, и подниматься по наклонной деке к самой высокой точке в задней части инструмента. Эта конструкция идеально подходит для раздвижных окон, поскольку устанавливается на подоконник с опущенной рамой поверх крышки, чтобы удерживать инструмент на месте. 

3) Вертикально подвешенный саундбокс с "крыльями", создающими воронки для ветра, используемый по всей Западной Европе с момента его создания Кирхером в 1650 году в Риме. 

4) Дальнейшее развитие модели с вертикально натянутыми струнами с двойными рядами струн, по одной с каждой стороны инструмента (всегда в той же плоскости, что и направление ветра), которую использовали Steudal (с 1803 года) и J.C. Dietz в Германии. 

5) Модель, в которой струны были установлены на полукруглом звуковом ящике (так, чтобы по крайней мере одна или две струны находились под правильным углом, независимо от направления ветра), разработанная, по-видимому, швейцарцами. 

6) Очевидно, популярный во Франции вариант этой полукруглой модели, состоящий из треугольной звуковой коробки, закрепленной струнами на двух или трех гранях.