antique (фр. анти́к)

Назад

1) старинный; 2) античный.

Термин, обозначающий исторически обоснованный подход к композиции, особенно использование элементов ренессансного стиля в более поздних, обычно сакральных, произведениях. Этот термин применялся к музыке многих исторических периодов, с конца 16-го по 20-й век. Стиль антико обычно указывает на наличие "старомодных" черт, характерных для ренессансной полифонии, таких как полный размер (и сопутствующее избегание танцевальных ритмов), имитационные текстуры, традиционный подход к диссонансу, озвучивание для полного хора (в отличие от сольных голосов и/или пониженной силы) и сбалансированный мелодичный стиль, напоминающий стиль Палестрины. Это также свидетельствует об историзированном отношении композитора, о его заинтересованности в установлении связи с музыкальным прошлым, особенно с музыкой Палестрины. Долгое время считалось, что истоки стиля антико кроются в увековечении стиля Палестрины, после его смерти в 1594 году, его преемниками в Риме (в частности, Нанино, Анерио, Джованнелли и Франческо Сориано), отчасти в знак уважения к нему, а отчасти для поддержания единства литургии и музыки он подделал его. Эта гипотеза, по-видимому, подтверждается появлением в 17 веке других терминов, обозначающих "старый стиль" и "новый стиль": во-первых, в начале века братья Монтеверди ввели термины Prima pratica и seconda pratica; а во-вторых, такие композиторы, как Стефано Бернарди, Джованни Гиццоло и Дж.Б. Чинелли, начали издавать сборники месс, в которые входили произведения "да капелла" и "да концерт". Однако недавние исследования хоровой музыки 17-го века показывают, что различие между стилем антико и стилем модерн менее четкое. Похоже, что в стиле мисто есть нечто среднее, в котором разумно сочетаются новые элементы со старыми. Что еще более важно, предположение об историзированном подходе со стороны этих композиторов 17-го века кажется сомнительным: различие между prima и seconda pratica, по сути, касается взаимосвязи между текстом и музыкой, а различие между "da capella" и "da concerto", вероятно, связано с исполнением тутти или солиста; ни одна из этих пар не имеет отношения к музыке. термины предполагают целенаправленную попытку историзации со стороны композиторов. Термин "стиль антиквариата" появился только в 1640-х годах. Марко Скакки ("Cribrum musicum", 1643, и "Краткое изложение Moderna musica", 1649) и Северо Бонини ("Discorsi e regole", 1651-5, ред. и пер. М. Бонино, Прово, Юта, 1979) использовали его, но способами, которые все еще не полностью соответствуют позитивному представлению о исторически обоснованный стиль. Однако всего за несколько десятилетий стиль антико превратился в полноценную стилистическую возможность. Решающим фактором, несомненно, стало возрождение интереса к музыке Палестрины, наиболее ярко проявившееся в "Градусе Парнаса" Фукса (1725) и проявившееся в соответствующих практических проявлениях, начиная с "Мессе изящных искусств Пелестрины" Даль Пане (1687) и заканчивая "Алла Палестрина" Алессандро Скарлатти и Франческо Пане. Дюранте. Наиболее яркие примеры стиля антико можно найти в духовных хоровых произведениях 18-го и 19-го веков, особенно в мессах или массовых разделах, таких композиторов, как Бах, Шуман и Лист. Бах скопировал и исполнил шестиголосную мессу Палестрины "На все случаи жизни" (1590, ныне иногда известную как "Кантабо господне"), а в Лейпциге он регулярно использовал "Флорилегиум предзнаменования" Эрхарда Боденшатца, антологию немецких и итальянских мотетов XVI века. В своей мессе си минор Бах разместил пассажи в стиле антико в местах, имеющих структурное значение, например, в хорах "Credo" и "Confiteor", которые обрамляют "Кредо". Распознавание стилистических отсылок в таких отрывках – размер "алла бреве", отсутствие мелодических инструментов "обблигато" – имеет решающее значение для понимания архитектурной риторики Баха (см. Вольф, 1968, 1991). В "Et incarnatus" из торжественной мессы Бетховена также присутствуют черты античного стиля, такие как мелодия в стиле простого распева и использование дорического лада, которые важны для точной интерпретации части в целом. Опять же, композитор заинтересован в сближении с историческим стилем, в то время как отклонения от этого стиля вполне слышны. В конце 18-го и начале 19-го веков появился другой исторический подход, в целом связанный с цецилианским движением, в рамках которого композиторы стремились создавать музыку, основанную на палестринской модели, для использования в католических литургических службах, - цель, явно чуждая расширенным концертным мессам Баха и Бетховена. Образцы античного стиля 20-го века в значительной степени продолжают католическую традицию, например, выставка Лангле "В старинном стиле". Однако такие работы больше ориентированы на средневековые модели и песнопения, чем на палестринский стиль. Ряд других работ 20-го века, в которых используется термин "стиль антиквариата", отражают неоклассические тенденции ("Три произведения в старинном стиле" Горецки, "Арье ди стиль антиквариата" Донауди).