animé (фр. анимэ́)

Назад

Воодушевленно, оживленно.

Признак темпа и экспрессии, который никогда не достигал особой известности в какой-либо конкретной форме, но который проявляется во всевозможных формах в музыке 18-го и 19-го веков. Броссар (1703) перевел "анимато" и "анима" примерно как "аллегро", но его современник Франсуа Куперен использовал французскую форму "аниме" (а также ее превосходную степень "три аниме") в своих работах, по-видимому, с аналогичной целью. Для музыкальных целей, вероятно, прилагательное animoso ("смелый", "энергичный") и его деепричастная форма animose следует понимать одинаково. Все они используются в партитурах 18-го века либо самостоятельно, либо в качестве дополнения, особенно к allegro. Animando ("становится более живым", "становится быстрее"; герундий от animare) больше относится к 19-му веку. Верди неоднократно использовал его, например, в "Dies irae" своего реквиема, где у него есть "sempre animando", "poco a poco animando" и т.д., для увеличения скорости и возбуждения. В каватине Леоноры из "Трубадура" в первом акте есть "анимандо и покой", ведущее к "покойному анимато". В этом контексте, как и во многих других, "анимато" может просто означать "быстрее". Animato, animando и con anima часто встречаются в зрелой музыке Чайковского: особенно удачные примеры можно найти во второй части его Пятой симфонии.