anglaise (фр. англéз)

Назад

Общее название старинных английских танцев.

Термин 18-го века, использовавшийся на континенте для обозначения различных видов английских танцев, в первую очередь всегда популярных кантри-танцев, но иногда также хорнпайпа. Танцы в стиле кантри были развлекательным мероприятием при французском дворе Людовика XIV еще в 1680-х годах, но вскоре они были изменены в соответствии с французским вкусом за счет использования характерных французских па, таких как па-де-бурре и контратемпс-де-гавот; получившийся гибрид получил название Контреданс. В 1699 году Баллард опубликовал "Сюиту о танцах", посвященную обычаям балов в королевстве, в которую вошли 17 "английских контрдансов".
Пьесы под названием "anglaise", как правило, написаны в стиле, напоминающем музыку, сопровождающую танцы в стиле кантри: они могут быть двух- или трехметровыми или в 6/8, и в них очевиден акцент на первом такте; мелодии живые, часто охватывающие широкий диапазон и с некоторыми несвязными движениями. Примеры стилизованного английского языка можно найти во французской сюите № 3 И.С. Баха, в "Музыкальном Парнасе" И.К.Ф. Фишера (где они называются "английский балет" или "воздушная англуаза"), а также в увертюре фа минор для струнных и бассо континуо Телемана (Musikalische Werke, Кассель, 1955). Все эти произведения написаны в двудольной размере, состоящей из двух мелодий, каждая из которых повторяется.
Среди немецких теоретиков, описавших anglaise, были Маттезон, который применил этот термин к английским балладам и хорнпайпам, а также к деревенским танцам ("Народный капельмейстер", 1739), Д.Г. Тюрк ("Клавирная школа", 1789) и Х.К. Кох ("Лексикон", 1802). Anglaise был популярен до конца XVIII века; пример можно найти в третьей части струнного квартета Э.-Б.-Ж. Барьера, соч.3, №2, 1778.