andante (ит. анда́нтэ)

Назад

Умеренный темп в характере обычного шага, иногда темп медленной части сонатного цикла; в 18 в. понималось как движение грациозное, не очень медленное.

Обозначение темпа (и настроения), часто сокращаемое до and.e, а иногда даже до ad.e, особенно в 18 веке. Хотя это было одно из наиболее распространенных обозначений темпа в 19 веке, его включение в музыкальные партитуры было относительно поздним, и его использование в 17 и 18 веках часто было признаком манеры исполнения, а не темпа. Для Броссара (1703) и Грассино (1740) это относилось в первую очередь к басовым линиям и конкретно к тому, что сейчас (метко) называют "ходячими" басовыми линиями. Один из очень немногих знаков темпа или экспрессии в Дж. Клавишная музыка Баха - это анданте к прелюдии си минор в 1-й книге "48", в которой есть именно такая басовая партия. Анданте там и во многих других источниках 18-го века - это не обозначение темпа, а инструкция по четкому исполнению бегущего баса и предупреждение не играть на гитаре. Анонимное краткое объяснение (Лондон, 1724) гласит: "Анданте, это слово относится главным образом к основательному басу и означает, что при игре время должно быть очень точным и точным, и каждая нота должна быть сделана очень ровной и отличной одна от другой". И определение Броссара включало комментарий ‘химик как бы специально для того, чтобы исключить инегалиту". Имея это в виду, особенно интересно дополнительное наблюдение Вальтера (1732 г.) о том, что это может быть применимо и к верхним частям тела. Анданте был впервые однозначно описан как обозначение темпа Нидтом (1706), который назвал его "очень медленным" ("ганц медленный"), хотя Маттесон исправил это в пересмотренном втором издании до более ортодоксального определения. Но его нет, например, в градуированном списке темповых отметок в конце короткого объяснения (1724), где пространство между ларго и аллегро занято Vivace: andante дается только как метод исполнения, как цитировалось выше. Анданте, по-видимому, было полностью принято в качестве обозначения темпа только у Леопольда Моцарта (1756). Для Гайдна и для В.А. Моцарта это был мягкий расслабленный темп, который он писал своей сестре 9-12 июня 1784 года: "Ни в одном из этих концертов нет адажио, только андантес" ("но лаутер анданте зейн мюссен"). Этот комментарий также иллюстрирует обычное употребление анданте как существительного, описывающего медленное движение, исполненное лишь умеренной торжественности. Пиу анданте и мольто анданте, особенно встречающиеся у Брамса и Шуберта, обычно указывают на нечто более медленное, чем анданте, хотя многие из них имеют ту же двусмысленность, что и для Андантино. Возможно, самое поразительное использование мольто анданте - в финале 2-го акта моцартовской " Песни Фигаро", когда граф отпер дверь чулана и обнаружил – ко всеобщему удивлению и комическому облегчению - не Керубино, а Сюзанну, которая играет на ситуации с едким сарказмом в голосе. секция 3/8, темп которой обозначен как molto andante, несомненно, используется для обозначения чрезвычайно контролируемого и иронично размеренного темпа, контрастирующего с предыдущим аллегро. Тем не менее, если понимать это буквально, мольто анданте означало бы более быстрое, чем анданте, тогда как анданте вивас подразумевает живой стиль игры на анданте. Как одна из пяти основных степеней движения в музыке, названная Руссо (1768) и более поздними теоретиками, анданте стала повсеместной в 19 веке и появилась со всеми видами квалификаций от анданте состенуто и анданте кон мото до анданте религиозного (Лист, заключительный раздел Ce qu'on entend sur la montagne). и даже в макаронных формах, таких как andante très expressif (Дебюсси, открытие "Клер де люн").