Alphorn (нем. áльпхóрн)

Назад

Aльпийский рожок.

Деревянные трубы, используемые пастушескими общинами в Альпах. Это название также часто используется для обозначения аналогичных инструментов из Скандинавии, России, западнославянских стран, Венгрии, Румынии и, вплоть до 19-го века, некоторых горных районов Германии. Смутные сообщения Садровски об альпхорнах в Пиренеях и Шотландском нагорье не подтверждены. Альпхорн изготавливают из молодой ели, липы, тополя и т.д.; часто выбирают горное дерево, загибающееся вверх от корней, что придает ему форму перевернутого колокола. Древесину разрезают продольно пополам топором или пилой, и в каждой половине выдалбливают отверстия. Эти две части соединяются полосками коры или переплетением корней или кишок. Мундштук может быть либо вырезан из дерева, либо изготовлен отдельно. В некоторых районах иногда имитируется изогнутая форма трубы. Самая распространенная длина альпхорна составляет около 185 см, и в этом случае его диапазон простирается до 5-й или 6-й гармоники (как цитирует Бетховен в конце "Пасторальной симфонии"). Многие альпхорны имеют длину 120 см или меньше, однако инструменты длиной 335 см известны в Швейцарии с 16 века, а экземпляры длиной до 520 см встречаются в Словакии. Сегодня стандартная длина составляет от 340 до 360 см для альпхорнов, настроенных на F или G. Затем мелодии могут подниматься до 12-й гармоники или даже выше. Альпхорны были наиболее известны как призывные инструменты пастухов, служившие также в некоторых районах для призыва в церковь, а ранее - на войну. Они также могут быть сверхъестественными: у марийцев России к весеннему празднику изготавливают длинную деревянную трубу, которую затем жертвенно сжигают или прячут в священном месте. Общее сходство в изготовлении и использовании альпхорнов, а также их распространение позволяют предположить, что они, возможно, возникли у посткельтских народов в эпоху миграции. Нет убедительных доказательств их предшествующего существования; "альпийский рог" у Тацита - это не более чем доказательство существования деревянной трубы, самый ранний образец которой, найденный на корабле IX века в Осеберге (Осло, Викингскифусет), подтверждает иконографические предположения о том, что деревянные трубы среднего размера использовались в качестве призывных и военных инструментов в Северной Европе раннего Средневековья в дополнение к их пастырскому предназначению. В настоящее время альпхорны изготавливаются более совершенным с технической точки зрения способом, и только в Швейцарии около 20 производителей экспортируют свои инструменты по всему миру. Те, что изготавливаются промышленным способом, часто состоят из трех частей, с неглубоким мундштуком из букового дерева или пластика; они настраиваются электронным способом и воспроизводят от десяти до пятнадцати естественных тонов (из которых особенно характерная 11-я часть называется "альпхорно-фа’). Жан Дитвайлер (1907-1994) и Ференц Фаркаш (р. 1905) оба написали концерты для альпхорна; Среди других работ Ксавера Шнайдера фон Вартензее - "Альпийская прогулка по Риги-Шейдегг" (1835) для мужских голосов и альпхорна.