act (англ. экт)

Назад

Действие, акт.

Один из основных разделов драмы, оперы или балета, обычно завершающий определенную часть действия и часто имеющий свою собственную кульминацию. Хотя древнегреческая драма не была разделена таким образом, за исключением периодического вмешательства хора, а разделение на акты в пьесах римских авторов, таких как Плавт, является более поздним изобретением, Гораций (Послание к Писосу) рекомендовал пять актов как правильный способ разделения пьесы. При попытке воссоздать античную драму эта структура была заимствована в ранних операх и обычно сохранялась в серьезной французской опере XVII и XVIII веков, даже когда трехактная форма утвердилась в других видах оперы. Руссо ("Словарь музыки", 1768) настаивал на том, что единство времени и места должно соблюдаться в каждом действии, даже в “жанре мервейля” (музыкальная пьеса в трех действиях). Но уже тогда было много исключений (например, "Ипполит и Ариша" Рамо, 1733, в котором пятое действие состоит из двух картин), а также развитие сценических приемов, позволивших представить сцены трансформации, вместе с ослаблением единства и более гибкими требованиями к представлению времени и места в романтической опере, привели к тому, что принципы Руссо были воплощены в жизнь. вскоре они были отброшены. С конца XVIII века оперы писались в количестве от одного до пяти актов, и, особенно в произведениях для популярного театра, почти не предпринималось попыток соблюсти единство времени и места (например, "Волшебная флейта" Моцарта состоит из двух актов и в общей сложности 13 сцен, большинство из которых имеют разные декорации). Идеальная музыкальная драма Вагнера должна была состоять из трех актов. Он регулярно применял это разделение в своих зрелых произведениях, но другие композиторы и либреттисты так и не убедились в необходимости столь строгой практики.
Большинство ораторий делятся на части, а не на акты, но Гендель, чьи произведения в этом жанре были задуманы в театральных терминах, использовал последнее выражение. Оно также использовалось в Англии в 18-м и начале 19-го веков для обозначения различных частей концерта.