accompaniment (англ. экáмпэнимэнт)

Назад

Аккомпанемент, сопровождение.

В самом общем смысле, подчиненные части любой музыкальной структуры состоят из нитей разной важности. Слушатели фолк-исполнителя хлопают в ладоши, аккомпанируя песне; церковный органист своим аккомпанементом поддерживает высоту звука и темп; левая рука аккомпанирует правой, играя на фортепьяно; когда одна из партий струнного квартета Шенберга на мгновение становится символом Хаупстимма, церковный оркестр начинает петь. другие партии являются аккомпанементом, хотя позже они могут смениться в качестве гауптштимменов. Значение термина ‘аккомпанемент’ изменчиво и не поддается строгому определению. Контрсубъект в фуге Баха "сопровождает" тему, но в принципе все голоса равны, и контрсубъект вполне может быть более заметным, чем тема. В каком-то смысле добавленные части композиции cantus firmus являются "аккомпанементом", однако ранее существовавшая мелодия может быть настолько растянута и скрыта, что становится не столько мелодией, сколько своего рода шенкеровским урлином. Можно было бы даже постулировать уровни аккомпанирующей функции, как в случае непрерывного сопровождения оркестрового аккомпанемента оперы.
Обсуждать аккомпанемент во всех его проявлениях - все равно что писать историю музыки. Что еще хуже, это привело бы к бесполезному выяснению отношений на каждом шагу. Является ли партия лютни, предлагаемая в качестве альтернативы или дополнения к низким голосам в Доуленд-Эйре, ‘аккомпанементом’? Аккомпанирует ли оркестр Вагнера своим певцам? Цель этой статьи отчасти состоит в том, чтобы направить читателя к другим статьям, посвященным особым видам аккомпанемента или темам, которые включают в себя рассмотрение аккомпанемента. Основное внимание здесь уделяется аккомпанементу на аккордовых инструментах – тех, которые способны играть партитуру музыки: клавишных инструментах, лютне, гитаре, арфе и так далее, - а также аккомпанементу клавиатуры мелодическими инструментами.
Здесь много вокальной партии - музыки, для которой композитор не предусмотрел письменного сопровождения, но к которой чувствительность более поздних эпох заставила исполнителей добавлять аккомпанемент по своему вкусу. Если целью является историческое исполнение, не принимая во внимание практические соображения, мы можем задать вопрос: "были ли добавлены аккомпанементы, и если да, то как и когда?’ Всестороннее обсуждение этих вопросов привело бы к возникновению таких проблем, как "идеал a cappella" (см. Припев (i), §4), и в любом случае у нас не всегда достаточно информации, чтобы сформулировать правила. Тем не менее, есть свидетельства того, что церковная музыка XVI века иногда исполнялась под аккомпанемент органа, хотя мало что говорит о том, считали ли это желательным композиторы; и появляется все больше и больше достоверных свидетельств того, что с 17-го по 18-й век пение без сопровождения стало еще большей редкостью.
Использование мелодических инструментов для дублирования или замены партий вокального ансамбля было, вероятно, самым простым способом аккомпанемента, когда не было партитуры и все исполняли по партбилетам; однако в церковной музыке эта практика, возможно, затрагивала вопросы литургической уместности и смешения "пары’ голосов с музыкальными инструментами дело обстояло не идеально, хотя, возможно, такое случалось нередко (см. исполнительскую практику, §4). В отсутствие партитуры клавишники XVI века могли играть непосредственно по группе партитур – достижение, которое иногда требовалось от органистов того времени, – составлять свою собственную "короткую партитуру" из партитур, или же играть так хорошо, как только могли, с басовой партией. Органные аккомпанементы к "мессам Виктории" (Мадрид, 1600) являются примерами "короткой партитуры", и последний вариант в конечном счете привел к продолжению эпохи барокко.
Тема аккомпанемента в 16-м и начале 17-го века неотделима от импровизации, транскрипции ("интабуляции" вокальной полифонии), развития практики континуо и истории всех музыкальных форм, в которых используется аккомпанемент: лютневой музыки, музыки-консорта и стихотворного гимна, итальянского музыкального искусства. мадригал, драматическая музыка и так далее. Две работы проиллюстрируют сложные взаимосвязи вокальной полифонии и инструментального сопровождения в наше время. В "Мадригалах для кантаты и соната" Луццаски (изданы в Риме в 1601 году, но, вероятно, написаны в 1580-х годах) от одного до трех голосов сопровождаются клавишной партией, которая, по-видимому, представляет собой интабуляцию "других голосов", но на самом деле изначально была задумана в ее нынешнем виде; "Плач Арианны" Монтеверди (1608) сначала был оперным соло с непрерывным аккомпанементом, а затем, в обратном порядке, что, должно быть, было знакомо в эпоху Позднего Возрождения, композитор расширил его до пятиголосной полифонии и опубликовал в своей шестой книге мадригалов (1614).
На протяжении оставшейся части 17-го века и всего 18-го искусство аккомпанемента было идентично искусству континуо во всех областях музыки, за исключением нескольких: английская аккомпанементная музыка с выписанной клавишной партией (Копрарио, Дженкинс, Уильям Лоус), аккомпанированная клавишная музыка, органное сопровождение гимнов и песнопений (см. Клавишную музыку, §§I–II) и, примерно после 1750 года, большинство сольных песен. Аккомпанементы к песням на лютне и гитаре в 17 веке, особенно во Франции и Англии, были полностью записаны табулатурой, достигая высокого уровня чувствительности и утонченности; а в конце 18-го века фигурные басовые аккомпанементы постепенно уступили место клавишным (или арфовым) аккомпанементам, которые были полностью записаны, и самым ранним важным собранием было сочинение К.Ф.Э. Баха "Оды и песни" 1757 года (опубликовано в 1758 году).
Благодаря своей большой гибкости и экономичности, пианино с конца XVIII века было наиболее предпочтительным инструментом для сопровождения певцов, за исключением использования в церкви (см. Lied, § III–V). В XX веке искусство аккомпанирования было возведено в ранг профессиональной специальности многими первоклассными пианистами, некоторые из которых писали о своем искусстве. История развития авторской песни с 18–го по 20-й век в значительной степени является историей фортепианного сопровождения - растущего и меняющегося вклада фортепианной партии в общий эффект и выразительность песни.
‘Музыкальное сопровождение" также может означать музыку, исполняемую в сопровождении танца, немого фильма и т.д. – для любого мероприятия, где звучание музыки не находится в центре вни