acciaccatura (ит. аччаккату́ра)

Назад

Форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой. 

К.Ф.Э. Бах (1753) и Ф.В. Марпург (1755), которые предоставили немецкий перевод "Zusammenschlag", определили аччаккатуру как негармоническую ноту, исполняемую на тон или полутон ниже любой из основных нот в арпеджированных аккордах и немедленно исполняемую. В немецких источниках 18-го века, таких как трактат К.Ф.Э. Баха, это часто обозначалось восходящим диагональным штрихом, проходящим через основу между гармоническими элементами аккорда. В мелодическом обиходе те же авторы классифицировали неподготовленный, одновременно прозвучавший диссонансный звук, за которым следует высвобождение нижней ноты, как разновидность мордента. Итальянские теоретики Франческо Гаспарини (1708) и Франческо Джеминиани (1749) использовали термин acciaccatura для обозначения диссонансов на целый тон ниже гармонических нот, исполняемых во время арпеджио, но использовали термины mordente (Гаспарини) или tatto (Джеминиани), когда диссонирующая нота была на полтона ниже основной ноты. Эти авторы не были уверены в необходимости выделения негармонических нот всего тонального интервала; но Джеминиани заявил, что аччаккатура “наносится легким прикосновением к струне и выдергивается с такой силой, как будто это огонь”. Типичные для своей в значительной степени импровизационной практики, итальянцы не записывали acciaccatura или mordente/tatto. В 19 веке аччаккатура стала означать быстрые одиночные форшлаги, обычно на большую или малую секунду выше основной; в 18 веке Кванц (1752) и К.Ф.Э. Бах определили их как короткие апподжиатуры. Вполне возможно, что эти неритмичные короткие ноты рассматривались как однострочные инструментальные или вокальные аналоги “дробления” гармонических нот диссонансными нотами, доступными на клавиатуре. Этот тип украшения обычно обозначается как небольшая нота (восьмая или шестнадцатая, с перпендикулярными черточками, пересекающими их флажки) перед основной нотой. Обычай так их записывать возник в 18-м веке.