accent (англ. áксэнт)

Назад

1) ударение, акцент; 2) в старинной музыке форшлаг.

Выделяющаяся нота или ноты при исполнении за счет заметного изменения (обычно увеличения) громкости ("динамический акцент"); увеличения продолжительности или кратковременного предшествующего молчания в артикуляции ("агогический акцент"); дополнительного украшения или изменения высоты тона мелодической ноты ("акцент высоты’); или любой их комбинацией. Этот термин также используется для обозначения любых обозначений, используемых для указания на то, что такое заметное место требуется. На инструментах, способных мгновенно передавать динамические нюансы, включая голос и большинство струнных, духовых и перкуссионных инструментов, увеличение громкости обычно является главным элементом этого эффекта, обычно в начале (с более напористым эффектом), но, как вариант, сразу после начала (с более вкрадчивым эффектом, для чего можно использовать особый термин - Сфорцандо). На инструментах, не обладающих особыми динамическими нюансами, таких как клавесин и орган, этот тип инструментов может быть выделен и имитирован эффект динамической акцентированности с помощью агогических акцентов. В принципе, любое качество, отличающее ноты от их предшественников и преемниц, может создавать "субъективный" или "ощутимый" акцент.

К началу XVII века светская вокальная и инструментальная полифония использовала регулярное чередование сильных и слабых ритмов, хотя свободный ритм все еще преобладал в сольных песнях и распевах; даже в фугах Баха ритм остается свободным от какого-либо подчинения тактовой линии. И на протяжении длительного периода стиль речитатива сохранял идеал отказа от метрической и периодической структуры.
Царлино в 16 веке выступал против нарушения словесной акцентуации в музыкальных постановках как против варварства (Le istitutioni armoniche).; но утверждалось, что поворотный момент в установлении связи между музыкальным акцентом и семантикой произошел с работами Шютца в 17 веке, поскольку немецкий язык, в отличие от греческого, латыни или современных романских языков, в основном сохраняет словесное ударение неизменным. На английском языке основы слов меняются (сравните устойчивые ударения в немецких "Veréhrung", "veréhre", "veréhrte" с изменяющимися ударениями в латинских "adóro’, ‘adorátio’, ‘adoratiónis’). Далее утверждается, что это позволило развиться доклассическому и классическому стилям, в которых основные мелодические ноты приходятся на сильные удары в рамках преимущественно регулярной периодической структуры.
До 18 века термин "акцентус" означал орнамент; Готтшед был ответственен за перенос этой концепции на динамические акценты. Первоначальный смысл по-прежнему является основным в "Музыкальном словаре" Вальтера 1732 года, но он добавляет: "Акцент также обозначает выразительное звучание и интонацию слова". Однако в англоязычных источниках "акцент" обозначал ударение и экспрессию на ранней стадии.