a cappella (ит. а каппэ́лла)

Назад

Пение без инструментального сопровождения.

Обычно хоровая музыка исполняется без инструментального сопровождения. Первоначально (c1600) этот термин использовался для обозначения произведений, написанных в более старом полифоническом стиле эпохи Возрождения, и произведений, написанных в более современном стиле концертато раннего барокко. В течение 19-го века Римско-католическая церковь идеализировала полифонию 16-го века и, в частности, произведения Палестрины. Отметив, что в источниках, содержащих эту музыку, не было инструментальных партий, и не зная, что в эпоху Возрождения инструменты часто использовались для дублирования или замены вокальных партий, музыканты пришли к выводу, что а капелла относится к хоровому пению без сопровождения. С тех пор этот термин стал синонимом "пения без сопровождения", как религиозного, так и светского.
Иногда встречается написание "капелла"; Джованни Габриэли обозначил разделы, предназначенные только для хора, как "капелла", а Дж.Дж. Фукс ("Градус Парнаса", 1725) - как "Стиль капеллы".