air (англ. эйр)

Назад

Термин, используемый в Англии и Франции начиная с 16 века, часто и довольно расплывчато как синоним “арии”, “мелодии”, “напева” или “песни”.

Когда Томас Морли ("Краткое и понятное введение в практическую музыку", 1597) применил этот термин ко всем светским вокальным формам своего времени, за исключением мадригала, самой серьезной из них, он, следуя своим итальянским предшественникам и современникам, использовал его для обозначения легких пьес в простой канцонетте. С того же года этот термин также постоянно использовался в Англии для обозначения опубликованных сборников песен для лютни, некоторые из которых, однако, являются серьезными. Здесь часто предпочиталось написание “эйр”. После упадка лютневого "эйре", ближе к середине 17-го века, форма "эйр" снова часто использовалась в ее более общем значении. К 18 веку оно четко обозначало простую, незатейливую песню, совершенно отличную от итальянской арии, которая как в операх, так и в кантатах часто представляла собой сложную, высокоразвитую форму.
Английские писатели, опять же вслед за итальянцами, иногда использовали слово "air" в другом, несколько отличающемся смысле, обозначая не мелодию как таковую, а эстетическое качество музыкального произведения, которое можно охарактеризовать как неизбежную правильность – даже совершенство, – в котором различные элементы, особенно мелодия и гармония, дополняют и усиливают друг друга. Такое употребление, несомненно, связано с двумя из множества повседневных значений этого необычайно универсального слова: общая осанка, манеры или внешний вид; и атмосфера или аура, окружающая человека или предмет. Роджер Норт много писал об этом аспекте музыки, в частности, в эссе "Musicall Ayre" (ок.1715; аннотированные выдержки в Wilson, 1959), на титульном листе которого указано, что его цель - "главным образом показать основы мелодии, наполненной гармонией, благодаря которой может быть раскрыт врожденный гений хорошей музыки".. В 12-м издании (1694) книги Джона Плейфорда "Введение в искусство музыки" Перселл писал о музыкальном примере, который он улучшил по сравнению с предыдущими изданиями, что в нем "больше воздуха и формы".
Английскому слову "ayre", обозначающему определенный вид песни, во Франции соответствовал термин "air" (фр. “эр”), с оговорками или без них. В течение примерно 80 лет, начиная с 1571 года, термин "Air de cour" регулярно использовался для обозначения сольных песен для лютни и ансамблей, которые также включали легкие и серьезные произведения. Впоследствии появился еще один специфический термин "Air à boire" для обозначения более легких песен. К этому времени, в 1670-х годах, более серьезный стиль обычно назывался просто air. С этого времени, вплоть до 18-го века и даже позже, air занимал важное место во французских сценических произведениях и кантатах.
По крайней мере, с начала 17 века слово “air” также широко применялось к инструментальным произведениям. Как и многие их вокальные аналоги, такие произведения, как правило, более легкие, а некоторые из них похожи на танцевальные - посмотрите на "Courtly Masquing Ayres" (1621) Джона Адсона. Но этот термин обычно используется для обозначения простых пьес, которые, как и вокальные арии, имеют преимущественно мелодический оттенок и действительно могут рассматриваться как инструментальные песни, а не как танцы. Включение такого произведения в сюиту, возможно, было вызвано желанием композитора создать контраст с окружающими произведениями в определенных танцевальных ритмах. Можно с уверенностью сказать, что "Маленький консорт" Локка, состоящий из трех частей, состоит из десяти сюит, каждая из которых содержит последовательность павана–аир–куранта–сарабанда, и арии в равной степени занимают видное место во всех других его консорт-партиях, за исключением дуэтов для басовых виол. Есть несколько инструментальных арий Перселла, особенно в сценических произведениях, и некоторые из них в переложении для клавишных. Многочисленные мелодические партии в сюитах композиторов позднего барокко включают в себя одну из самых знаменитых частей Баха – арию из сюиты № 3 в D bwv1068 – и одну из композиций Генделя ("Гармоничный кузнец" в сюите № 5 в E). Некоторые арии в этот период звучат быстрее и, как правило, в ритме бурре.
Наконец, слово "air" используется для обозначения сигнала или, чаще всего, марша, исполняемого клеронами, флейтами или гобоями, к которым обычно присоединяется ударная батарея.