accento (ит. ачче́нто)

Назад

Ачче́нто (итал. accento) — музыкальный термин, буквально означающий "акцент", "ударение".

Значение и применение:

Указание на выделение определенной ноты или группы нот в музыкальном произведении. В итальянской музыкальной терминологии этот термин имеет несколько взаимосвязанных значений, описывающих различные способы выделения звуков.

Основные значения:

  • Выделение звука — усиление громкости или выразительности отдельной ноты
  • Ритмическое ударение — подчеркивание сильных долей такта
  • Фразировочный акцент — выделение важных мелодических моментов
  • Нотационный знак — обозначение в нотах, указывающее на необходимость акцента

Историческая эволюция концепции:

Авторы-теоретики за последние 200 лет не находили легких тем для изучения ритма и размера, и вполне возможно, что они документировали историю упадка; Кирнбергер уже жалуется на потерю музыкальной чувствительности из-за сочетания такта 18/16 с тактом 9/8, хотя более ранние композиторы проводили различие между ними в своих работах.

Философские и теоретические основы:

У древних греков теория ритма Платона была этической по своей сути; Аристоксен рассматривал физические измерения и арифметику как формирующий принцип ритма, но проводил различие между ними и ритмом как формируемым. Греческий принцип rhythmos близок к средневековой теории чисел, которая, по существу, не учитывает словесное ударение и поэтому с трудом адаптируется к языкам, которые полагаются на ударение, а не на длину слога.

Развитие в Новое время:

Начиная с XVII века, сильные и слабые ударения заменили длинные и короткие длительности в качестве основы ритмической теории, хотя мензурная нотация и ее тенденция противоречить размеру продолжали оказывать влияние на практику и в этом столетии; впервые метр стал центральной категорией у Кирхера (1650).

Современные проблемы понимания:

Вопрос о взаимосвязи между акцентом и размером был поднят примерно в середине XVIII века, но, возможно, так и не получил удовлетворительного ответа, поскольку акцент настолько изменчив по своей природе и так сильно зависит от контекста. Как отмечал Стил в 1779 году: "В музыке всегда ощущалась близость тяжелого и легкого, хотя некоторые современные музыканты ошибочно называют их акцентированными и безакцентными; однако акцентированная или тяжелая нота никогда не считалась обязательно громкой, а другая - обязательно мягкой…"

Особенности использования:

  • Создает ритмическую структуру и пульсацию
  • Подчеркивает гармонические и мелодические кульминации
  • Формирует музыкальную фразировку
  • Может обозначаться различными символами (>, ^, sfz)
  • Особенно важен в итальянской музыкальной традиции

Примеры использования:

  • В оперной музыке "accento" указывает на драматическое выделение вокальной фразы
  • В инструментальных произведениях создает ритмическую определенность
  • В ансамблевой игре обеспечивает единство акцентировки
  • В нотах обозначает необходимость особого выделения отмеченных звуков