absolute music (англ. э́бсолю́т мью́зик)
НазадАбсолю́тная му́зыка (англ. absolute music) — музыкальный термин, буквально означающий "абсолютная музыка". Термин обозначает не столько согласованную идею, сколько эстетическую проблему.
Значение и применение:
Это выражение немецкого происхождения, впервые появившееся в трудах философов-романтиков и критиков, таких как И.Л. Тик, И.Г. Гердер, В.Х. Вакенродер, Жан-Поль Рихтер и Э.Т.А. Гофман. Оно прослеживается в спорах XIX века и обозначает идеал музыкальной чистоты, идеал, от которого музыка, как считалось, отклонялась различными способами.
Основные характеристики:
- Негативное определение: Лучший способ сказать о чем-то, что претендует на звание "абсолютного" — это сказать, чем оно не является:
- Это не постановка слов (песням, литургической музыке и опере отказано в статусе абсолютной музыки)
- Это музыка, не имеющая внешней привязки (подражание природе, программная музыка исключаются)
- Это музыка, не подчиненная выражению эмоций
- Позитивное определение: Музыка становится абсолютной, будучи "объективным" искусством, и приобретает объективность благодаря своей структуре. Ее следует понимать как чистую форму, соответствующую внутренним канонам.
Исторический контекст:
Термин появился в романтическую эпоху, но прослеживается в спорах XIX века — например, в энергичной защите Хансликом абсолютного тонкотворчества против "Гезамткунстверка" Вагнера. Лист и Вагнер настаивали, что отсутствие слов в музыке не влечет за собой отсутствия смысла, и что любая музыка по сути своей наполнена смыслом.
Современное понимание:
В XX веке концепция нашла отражение в работах Хиндемита, Стравинского и последователей Шенберга. Абсолютную музыку следует понимать как абстрактную структуру, имеющую лишь случайное отношение к движению человеческой души. Однако остается философская проблема: может ли существовать такая форма искусства, которая понималась бы в терминах, полностью присущих ей самой?
Критика концепции:
Абсурдно предполагать, что кто-то понял фугу Баха, когда он понимает все структурные взаимосвязи. Понимающий слушатель — это не компьютер. Логика баховских фуг должна быть услышана: она постигается на опыте, а не в мыслях.