Черногорский, Богуслав Матей
1684 - 1742

Назад

Богуслав Матей Черногорский (Bohuslav Matěj Černohorský) - Чешский композитор и органист

Родился 16 февраля 1684 года, Нимбурк, Англия - умер в феврале 1742 года, Грац. 

Его первым учителем музыки был отец, школьный учитель и органист, а среднее образование он, очевидно, получил у иезуитов, поскольку младший из двух его братьев, Гиполит, был музыкальным префектом ордена. С 1700 по 1702 год он изучал философию в Пражском университете, где познакомился с Томашем Балтазаром Яновкой, выдающимся музыкальным теоретиком и лексикографом, органистом Тынской церкви, официального места отправления культа университета. Вероятно, именно на этом основана легенда о том, что Черногорский работал с Тынским церковным хором не как регент в францисканском облачении, а как пражский студент и уже опытный органист. Вполне возможно, что Яновка углубила понимание Черногорским теории музыки, познакомила его с новейшей чешской и зарубежной музыкой и привлекла его внимание к их соседям, францисканцам из монастыря Святого Якуба в Старом городе Праги. Активной фигурой там в то время был композитор Бернард Артофей (1651-1721), большой художественный и монашеский авторитет. Это может отчасти объяснить, почему Черногорский покинул университет сразу после получения степени бакалавра в 1702 году и присоединился к францисканцам. Он был принят в орден в 1704 году и рукоположен в сан священника в 1708 году. Его "Вечерни без солнца", которые свидетельствуют о влиянии Артофея, были написаны в Мосте, в Северной Чехии, где Артофей служил францисканским стражем в 1704 году. О решимости Черногорского пойти по пути великих мастеров, что редко удавалось художникам в Чехии, свидетельствует решение его начальства в 1710 году исключить его на десять лет и лишить всех титулов за то, что он без разрешения отправился в Италию в поисках образования. Однако он получил приглашение от генерала ордена в Риме, который восстановил его в звании и назначил главным органистом базилики Святого Франческо в Ассизи (1710-1715). Черногорский оставил после себя в Ассизи рукопись Регины Коэли (1712), подписанную “падре Боэмо из Праги, главный органист”. Это произведение сравнивали с самыми впечатляющими хоровыми произведениями Генделя (Фрассон), и Черногорский на самом деле был одним из немногих чешских композиторов, которые познакомились с музыкой Генделя благодаря его маэстро ди капелла Ф.А. Урио. Когда его студенческая стипендия закончилась, он переехал из Ассизи, где Джузеппе Тартини тайно был его учеником, в Падую, где его назначили третьим органистом в Сан-Антонио, известном как Иль Санто (1715-1720). Во время карнавала 1717 года он посетил близлежащую Венецию, где Феличе Новелли и Антония Лауренти пели в операх Вивальди; десять лет спустя он должен был присутствовать на их свадьбе в Праге. "Другая Регина Коэли", "Соло для сопрано", - страстное произведение светского характера, которое, возможно, чем-то обязано венецианскому опыту. В Падуе Черногорский сделал себе имя не только как органист и тромбонист, но и как поэт. По окончании своего десятилетнего срока заключения Черногорский вернулся в Прагу с письменным заверением, что он может вернуться в Иль-Санто в любое время. В то время отмечалась столетняя годовщина битвы при Белой горе (1620), и, по-видимому, она была отмечена в сочинении Черногорского "Литании лоретаны о победившей Деве Марии Победоносной". Из посвящения Богоматери Победоносной, которой католики приписывали свою победу на Белой горе, можно сделать вывод, что Черногорский хотел напомнить Праге о том, что он был композитором. Совершенное владение полифонией высокого барокко и ее наиболее характерной формой - фугой - свидетельствует о его композиторском гении. Два года спустя он получил степень магистра теологии за "выдающиеся достижения в музыке" и, таким образом, был признан как композитор, органист и теоретик. Однако, если кто-то хочет говорить о черногорской школе контрапункта, этот термин следует использовать осторожно и ограничить влиянием конкретных музыкальных произведений. Если, как утверждал Длабач, Сегер принадлежит к этой школе, то он является ключевой фигурой не только чешского барокко, но и чешской классической музыки, поскольку путь Сегера ведет к его ученикам Ф.Х. Брикси, И.Э. Кожелуху и Мысливечеку. Карьера Черногорского была внезапно прервана на пике его творчества. Несомненно, он был неприятным критиком своего начальства и на три года (1727-1730) подвергся официальному остракизму. Он был отправлен в Горажовице, где его "мучили постом", и лишен титулов бакалавра и магистра "среди прочего" за то, что он отказал монастырю в наследстве своей семьи. Его подход к своей профессии на протяжении всей жизни и, в частности, его предпочтение неопределенности ограничениям раболепия позволяют предположить, что исторический процесс эмансипации художника в Богемии уже шел полным ходом. Его пребывание в тихом Горажовицком монастыре, где его требовательный характер и артистизм снискали ему восхищение и уважение, по-видимому, было самым спокойным творческим периодом в его жизни. Именно там он написал одно из самых важных произведений чешской полифонии - "Хвалебное приношение Иисусу Христу", вдохновленное новым обращением, введенным в церкви 16 января 1739 года. Произведение появилось в печати в том же году, без сомнения, при финансовой поддержке его друзей. Немецкие музыковеды (в частности, Кретцшмар) назвали это произведение "уникальным среди всех старых фуг" и назвали композитора ‘чешским Бахом’. В том же году был написан мотет "Precatus est Moyses". Это полный текст молитвы на 12-е воскресенье по Пятидесятнице, в то время как песнопение "Quare Domine irrasceris" содержит только ее центральную часть. В обоих произведениях использована одна и та же инструментовка, и в обоих есть фуга "Воспоминание об Аврааме", музыкально неизменная; фуга, являющаяся прекрасным примером контрапунктического мастерства Черногорского, является вершиной обоих сочинений. Его последним дошедшим до нас вокальным произведением с инструментальным сопровождением является фуга "Quem lapidaverunt", в высшей степени характерная для центральной части "Приношения ко дню святого Стефана", которая, благодаря своей художественной зрелости, может быть датирована горажовицким периодом. Предложение было подготовлено Ф.Х. Брикси, который добавил открывающую и закрывающую секции, используя те же инструменты. В "кабинете Зеленки" Земельной библиотеки в Дрездене хранятся два хоровых произведения а капелла, "Гимн Святого Норберто" и "Veni creator Spiritus", с пометкой "оба произведения, вероятно, принадлежат перу Черногорского". Что ставит под сомнение их подлинность, так это празднование дня святого Норберта, который был основателем ордена Премонстратов. Горажговицкий период показывает, что Черногорский был искусным композитором, чья эрудиция и интеллект превосходили обстоятельства того времени. Его заслуга заключалась в том, что с уверенностью большого таланта он взял из многообразия стилей, с которыми столкнулся в Италии, то, что было бы жизнеспособным и плодотворным в чешской среде, а также соответствовало его собственным склонностям. Благодаря этому он смог создать подлинно чешскую музыку, которая имеет как европейскую значимость, так и специфически чешское звучание. Произведения, написанные им в Горажовицах, сохранились благодаря тому, что они избежали как внимания его начальства в Праге, так и ужасного пожара в церкви Святого Якуба (1754), в результате которого большая часть его работ, по-видимому, была уничтожена. Когда Черногорский вернулся в Прагу в 1730 году, генерал ордена полностью реабилитировал его и через год разрешил ему поехать в Падую, как он и просил. Там он снова занял должность третьего органиста, и ему пришлось ждать пять лет, прежде чем стать первым органистом. Но, несмотря на его унизительные просьбы и плотный график работы, он по-прежнему получал зарплату третьего органиста. Уныние по поводу его страданий можно прочесть в строчке из стихотворения "Орфей омнианс", которое он написал в самом конце своей жизни: "Разорванную грудь без сердца видишь ты здесь". 18 августа 1741 года просьба Черногорского вернуться в Чехию была удовлетворена; 31 августа он получил свое вознаграждение и покинул Падую в сентябре. Вероятно, по причине плохого самочувствия он прервал свое трудное путешествие и укрылся в миноритском монастыре Марии Хильф в Граце. Именно там он скончался после продолжительной болезни; 15 февраля 1742 года по нему была отслужена панихида. Известие о его смерти достигло Праги только в июле. Дата его смерти была неизвестна; в регистрационном журнале она была указана как 1 июля.

Ноты сочинений Богуслава Матея Черногорского на сайте библиотеки IMSLP