Зукини, Грегорио
1540-е или 1560-е годы - после 1615

Назад

Грегорио Зукини (Gregorio Zucchini) - Итальянский композитор

Родился в 1540-е или 1560-е годы, Брешиа - увмер после 1615 года. 

Он был монахом-бенедиктинцем; посвящение его "Promptuarium harmonicum" (1616) свидетельствует о том, что он принял духовный сан в монастыре Сан-Джорджо Маджоре в Венеции в самом раннем возрасте, вероятно, когда ему было около 15 лет. Возможно, он был "преподобным Григорием де Бриксия", который исповедовался 29 июня 1556 года, но возможно, хотя и менее вероятно, что вместо этого о нем упоминается аналогичная запись (с именем "Георгий") в монастырских записях от 15 августа 1575 года. В 1600 году он испросил разрешения у папы Климента VIII провести некоторое время в римском монастыре Святого Паоло Фуори ле Мура, где сочинял мессы и мотеты для своей Harmonia sacra. По-видимому, он также некоторое время жил в аббатстве Праглия, недалеко от Падуи. Сохранившаяся музыка Цуккини - исключительно священная, и большая ее часть написана в традиционном стиле функциональной церковной музыки для четырех-семи голосов. Однако его первая публикация содержит богатые полихоральные произведения для трех и четырех хоров, которые указывают на то, что он был одним из самых выдающихся композиторов, подражавших Джованни Габриэли. Месса для четырех хоров, 16-голосный хвалебный гимн и 20-голосный мотет Sanctificati sunt из Harmonia sacra представляют его полихоральную технику в лучшем виде. Он в большей степени, чем многие последователи Габриэли, использовал имитационное написание партий, часто начиная раздел с подражательной точки и расширяя заключительную каденцию полифонической проработкой. Во время мессы, состоящей из четырех хоров, плавная полифония всех 16 голосов чередуется с короткими согласованными фразами, в которых хоры четко различаются по антифонному обмену. Иногда, как во втором Кирие, хоры сливаются в единый гомофонический звук. Умелое использование контрастных текстур цуккини сочетается с сильным чувством формальной ясности. Произведения для двух хоров гармонично богаче, чем для более крупных коллективов, и здесь, как и в своих более поздних, еще менее масштабных произведениях, Цуккини иногда близко интерпретировал текст в своей музыке. В сборнике месс и мотетов из четырех и пяти частей 1609 года он отказался от полихорального письма (к которому, по-видимому, так и не вернулся) в пользу имитационной полифонии. В мессах много текста, написанного по нотам, а некоторые из более длинных частей содержат отрывки фальцетом. Семиголосная месса из книги 1610 года не содержит таких разделов и представляет собой в целом более объемное произведение. В 1615 и 1616 годах Цуккини опубликовал "музыку для канонических часов", а в книгу 1616 года он включил ряд инструментальных канцон для церковного использования. При его жизни кабачки оставались почти неизвестными в Италии, но его "Гармония сакра" принесла ему известность к северу от Альп. Его мессы исполнялись при дворе эрцгерцога Фердинанда в Граце, а собрание рукописей, составленное для тамошней Хофкапеллы в 1610 году, включает его мессу для четырех хоров из Harmonia sacra; табулатура Пелплина содержит три восьмиголосных мотета из того же тома. Интересно, что, за исключением нескольких восьмиголосных песнопений, именно скромные четырехголосные песнопения и мессы чаще всего включались в нидерландские и немецкие антологии; более 30 его работ были напечатаны в сборниках, датируемых 1604-1628 годами.

Ноты сочинений Грегорио Зукини на сайте библиотеки IMSLP