Дзиполи, Доменико
1688 - 1726

Назад

Zipoli, Domenico

Портрет композитора Доменико Дзиполи

  • Дата рождения: 16/17 октября 1688 года
  • Место рождения: Прато
  • Дата смерти: 2 января 1726 года
  • Место смерти: Санта-Каталина, около Кордовы, Аргентина

Биография

Доменико Дзиполи был итальянским органистом и композитором. Он был шестым ребёнком, рождённым Сабатино Дзиполи и Евгенией Варрокки. Органистами-регентами собора Прато в его юности были оба флорентийцы: Оттавио Термини (с 1703 года) и Джованни Франческо Беккателли. 12 сентября 1707 года он обратился к Козимо III, великому герцогу Тосканы, с просьбой о шести скудо ежемесячно, чтобы иметь возможность учиться во Флоренции, где соборным органистом с 1703 года был Джованни Мария Казини. 2 февраля и 9 марта 1708 года он сотрудничал с Казини, Кальдарой, Гаспарини и 20 другими в сочинении оратории, поставленной во Флоренции под руководством Орландини Компанией ди Сан-Марко, и позже в том же году в церкви ораторианцев в версии с ариями Дзиполи, заменяющими арии Омодеи Секи. Поддерживаемый дальнейшим герцогским благотворительным грантом, он переехал в Неаполь в 1709 году для уроков у Алессандро Скарлатти, но уехал в том же году после разногласий и отправился учиться в Болонье у Лавинио Феличе Ваннуччи; затем он отправился из Болоньи в Рим для уроков у ветерана Бернардо Пасквини. Оставаясь в Риме после смерти Пасквини в 1710 году, он сочинил две оратории, от которых сохранились только либретто: "Святой Антоний Падуанский" (1712) и "Святая Екатерина, дева и мученица" (1714). В 1715 году он был назначен органистом иезуитской церкви в Риме и в следующем году опубликовал сборник клавирной музыки, на котором покоится его слава: "Сонаты в табулатуре". Принцесса Форано, которой он посвятил работу, Мария Тереза Строцци, могла быть родственницей епископа Леоне Строцци, который конфирмовал его в соборе Прато 2 мая 1699 года. На протяжении всего своего пребывания в Риме Дзиполи жил у Филиппо Балдокки, приора Сан-Джованни-дей-Фьорентини.

Дзиполи вступил в Общество Иисуса 1 июля 1716 года и вскоре после этого отправился в Севилью, чтобы дождаться отправления в провинцию Парагвай. С 53 другими будущими иезуитскими миссионерами он отплыл из Кадиса 5 апреля 1717 года. После сильного шторма он и другие высадились в июле в Буэнос-Айресе и после 15 дней отправились в Кордову. К 1724 году он с отличием завершил требуемые три года философии и три года теологии в иезуитском Коллехио Максимо и университете в Кордове. Он был готов принять священнический сан в 1725 году, но умер (от туберкулёза) без него из-за отсутствия в Кордове в том году епископа, который мог бы рукоположить его.

Творчество

Дзиполи был одним из многих превосходных музыкантов, нанятых иезуитами между 1650 и 1750 годами для работы в так называемых редукциях Парагвая. Его музыка была очень востребована в Южной Америке: вице-король в Лиме просил копии, и ещё в 1784 году трёхголосная месса с оркестровым сопровождением была переписана в Потоси и отправлена в Сукре (Верхнее Перу, ныне Боливия). Иезуитские документы 1728, 1732 годов и позже отмечают его продолжающуюся репутацию по крайней мере до 1774 года в Япейю и других деревнях индейцев гуарани, из которых европейцы были исключены; в одной миссии, Сан-Педро-и-Сан-Пабло, девять "мотетов" Дзиполи были перечислены среди имущества, оставшегося после изгнания иезуитов. В 1970-х годах около 23 произведений Дзиполи (включая копии известных клавирных пьес) были обнаружены среди большой коллекции рукописей в миссиях Сан-Рафаэль и Санта-Ана в восточной Боливии.

Очарование и привлекательность клавирных произведений Дзиполи 1716 года вдохновили на их переиздание в Лондоне Уолшем и в Париже (1741; только музыка для клавесина). Первая часть, для органа, состоит из блестящей вступительной токкаты, за которой следуют пять наборов коротких версов, каждый набор заканчивается канцоной (из которых самая сложная - последняя соль минор), двумя возвышениями, пост-причастием, офферторием и фольклорной пасторалью. Вторая часть, для клавесина, содержит четыре короткие танцевальные сюиты и две партиты (или вариации). Дзиполи свободно перемещался между тональностями, безупречно рассчитывал свои модуляции, никогда не перетруждал имитационный пункт, делал добродетель из сжатости и писал мелодии вместо просто контрапунктических линий. Его южноамериканская месса, переписанная в Потоси в 1784 году, заканчивающаяся "Осанной", обнаруживает схожие достоинства. Он был самым известным итальянским композитором, отправившимся в Новый Свет в колониальные времена, и самым известным, избравшим иезуитский орден.

Произведения

Оратории

Сохранились только либретто

  • "Сара в Египте" ("Sara in Egitto") (Д. Канавезе), Флоренция, Компания Сан-Марко, 1708, совместно с другими
  • "Святой Антоний Падуанский" ("S Antonio di Padova") (К. Усленги), Рим, Ораторий Кьеза Нуова, 1712
  • "Святая Екатерина, дева и мученица" ("S Caterina vergine, e martire") (Дж. Б. Граппелли), Рим, Ораторий Сан-Джироламо делла Карита, 1714

Другие произведения

  • "Сонаты в табулатуре" ("Sonate d'intavolatura") для органа и клавесина:
  • Часть первая (Рим, 1716)
  • Часть вторая (Рим, 1716)

Мессы

  • Месса для сопрано, альта, тенора, 2 скрипок, органа и бассо континуо (Сукре, 1784)
  • "Концертная месса" ("Messa concertata") для 8 голосов и инструментов - утрачена

Духовные сочинения

  • "Приветствую тебя, морская звезда" ("Ave maris stella") для сопрано, скрипки и бассо континуо
  • "Блажен муж" ("Beatus vir") для сопрано, смешанного хора, 2 скрипок и бассо континуо
  • "Исповедуюсь Тебе, Господи" ("Confitebor tibi Domine") для альта, смешанного хора, 2 скрипок и бассо континуо
  • "Боже, на помощь мою внемли" ("Deus ad adjutorium") для смешанного хора, 2 скрипок и бассо континуо
  • "Боже, на помощь мою внемли" для сопрано, тенора, смешанного хора, скрипки и бассо континуо
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") для сопрано, тенора, смешанного хора, скрипки и бассо континуо
  • "Хвалите Господа, все народы" ("Laudate Dominum omnes gentes") для сопрано, альта, тенора, тенора, скрипки и бассо континуо
  • Литания и "Поэтому перед таким" ("Tantum ergo")

Кантаты

  • "Чтобы отомстить за обиды, призываю к оружию" ("Dell'offese a vendicarmi chiamo all'armi") для баритона и бассо континуо
  • "Моя прекрасная Ирена" ("Mia bella Irene") для сопрано и бассо континуо

Инструментальная музыка

  • Соната для скрипки и бассо континуо
  • "Отступление императора от владений Его Святейшества" ("Retirada del emperador de los dominios de S[ua] S[antidad]") для клавира
  • Другие произведения для клавира и органа

Ноты сочинений Доменико Дзиполи на сайте библиотеки IMSLP