Зиполи, Доменико
1688 - 1726

Назад

Доменико Зиполи (Domenico Zipoli) - Итальянский органист и композитор

Родился 16/17 октября 1688 года, Прато - умер 2 января 1726 года, Санта-Каталине, Северная Кордова, Аргентина. 

Он был шестым ребенком в семье Сабатино Зиполи и Евгении Варрочи. В юности органистом и хормейстерами кафедрального собора Прато были оба флорентийца: Оттавио Термини (с 1703 года) и Джованни Франческо Беккателли. 12 сентября 1707 года он подал прошение Козимо III, великому герцогу Тосканскому, о выделении шести скудо в месяц, чтобы он мог учиться во Флоренции, где органистом кафедрального собора с 1703 года был Джованни Мария Казини. 2 февраля и 9 марта 1708 года он совместно с Казини, Кальдарой, Гаспарини и 20 другими композиторами сочинил ораторию, поставленную во Флоренции под руководством Орландини компанией Сан-Марко, а позже в том же году в церкви ораторианцев в версии, в которой арии Циполи заменили арии Омодеи Секви. Получив еще один герцогский благотворительный грант, в 1709 году он переехал в Неаполь, чтобы брать уроки у Алессандро Скарлатти, но в том же году покинул его из-за разногласий и отправился учиться в Болонью под руководством Лавинио Феличе Ваннуччи; затем он отправился из Болоньи в Рим, чтобы взять уроки у ветерана Бернардо Паскуини. Оставшись в Риме после смерти Пасквини в 1710 году, он написал две оратории, от которых сохранились только либретто: "Антонио ди Падуя" (1712) и "Катерина Верджина и мартире" (1714). В 1715 году он был назначен органистом иезуитской церкви в Риме, а в следующем году опубликовал сборник клавирных инструментов, на котором основана его слава, - Sonate d'intavolatura. Принцесса Форано, которой он посвятил эту работу, Мария Тереза Строцци, возможно, была родственницей епископа Леоне Строцци, который конфирмовал его в кафедральном соборе Прато 2 мая 1699 года. Во время своего пребывания в Риме Зиполи остановился у Филиппо Бальдоччи, настоятеля церкви Святого Джованни деи Фиорентини. Сиполи вступил в Общество Иисуса 1 июля 1716 года и вскоре после этого отправился в Севилью, ожидая отправки в провинцию Парагвай. С 53 другими будущими миссионерами-иезуитами он отплыл из Кадиса 5 апреля 1717 года. После сильного шторма он и остальные высадились в июле в Буэнос-Айресе и через 15 дней отправились в Кордову. К 1724 году он с отличием окончил по три обязательных курса философии и теологии в иезуитском колледже Максимо и университете в Кордове. Он был готов принять сан священника в 1725 году, но умер (от туберкулеза) без него из-за отсутствия епископа в Кордове, который мог бы посвятить его в сан в том году. Зиполи был одним из многих превосходных музыкантов, нанятых иезуитами в период с 1650 по 1750 год для работы в так называемых парагвайских лагерях. Его музыка пользовалась большим спросом в Южной Америке: вице-король Лимы запросил копии, и уже в 1784 году трехчастная месса в сопровождении оркестра была скопирована в Потоси и отправлена в Сукре (Верхнее Перу, ныне Боливия). В иезуитских документах 1728, 1732 и более поздних годов отмечается, что его репутация сохранялась по крайней мере до 1774 года в Япею и других деревнях индейцев гуарани, куда европейцы не допускались; в одной миссии, святой Педро и святой Пабло, девять "мотетов" Зиполи были перечислены среди вещей, оставшихся после изгнания иезуитов. В 1970-х годах среди большой коллекции рукописей в миссиях Сан-Рафаэль и Санта-Ана в восточной Боливии было обнаружено около 23 работ Зиполи (включая копии известных клавирных произведений) (в настоящее время они хранятся в Консепсьоне, апостольском викариате Нуфло-де-Чавеса). В Сан-Рафаэле швейцарский иезуит Мартин Шмид (1694-1772), возможно, подготовил испанскую драму, посвященную жизни Лойолы и Франциска Ксаверия, которая заканчивалась абзацем на языке чикитано, в котором кратко излагалась мораль драмы. В 1997 году аргентинский ученый Бернадо Иллари вставил в нее отрывки (в том числе, возможно, некоторые из них принадлежат Зиполи), чтобы создать "оперу" Игнасио. Очарование и привлекательность клавирных произведений Зиполи 1716 года вдохновили Уолша на их переиздание в Лондоне и Париже (1741; только для клавесина). Первая часть для органа состоит из блестящей вступительной токкаты, за которой следуют пять серий коротких версийок, каждая из которых заканчивается канцоной (из которых самой сложной является последняя соль минор), двумя возвышениями, послеобщением, приношением жертвы и народной пасторалью. Вторая часть, для клавесина, содержит четыре короткие танцевальные сюиты и две партиты (или вариации). Зиполи свободно перемещался между клавишами, точно подбирал время для своих модуляций, никогда не прибегал к подражанию, ценил лаконичность и писал мелодии вместо простых контрапунктических линий. Его южноамериканская месса, скопированная в Потоси в 1784 году, завершающаяся "Осанной", демонстрирует схожие достоинства. Он был самым известным итальянским композитором, побывавшим в Новом Свете в колониальные времена, и самым известным из тех, кто выбрал орден иезуитов.

Ноты сочинений Доменико Зиполи на сайте библиотеки IMSLP