Зиани, Пьетро Андреа
1616 - 1684

Назад

Пьетро Андреа Зиани (Pietro Andrea Ziani) - Итальянский композитор и органист

Родился до 21 декабря 1616 года, Венеция - умер 12 февраля 1684 года, Неаполь. 

Дядя Марка Антонио Зиани. 19 марта 1639 года он стал дьяконом, а 22 декабря 1640 года принял духовный сан. В это время он был постоянным членом монастыря каноников в Сан-Сальваторе, Венеция, где также был органистом. В своем сочинении 2 (1640) он упоминается как исполнитель обеих функций, но в своем сочинении3 (1641) он описан только как органист в церкви Святого Сальватора и, возможно, таким образом покинул конгрегацию каноников. В 1654 году он впервые выступил в Венеции как оперный композитор с оперой "Спартанская гвардия". В течение большей части 1650-х годов он работал в соборе Святого Марка, но в каком качестве, неясно. С 15 мая 1657 по 21 июня 1659 года он был маэстро капеллы церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо. В 1660 году он посвятил свое сочинение №6 эрцгерцогу Фердинанду Карлу Тирольскому, а поздней осенью 1662 года отправился в Инсбрук; в конце того же года он отправился в Вену в качестве заместителя капельмейстера вдовствующей императрицы Элеоноры. Находясь у нее на службе, он руководил театральными постановками и исполнением церковной музыки в Дрездене в декабре 1666 года и январе 1667 года в честь бракосочетания курфюрста Саксонии Иоганна Георга III с принцессой Дании Анной Софией. 20 января 1669 года он стал первым органистом собора Святого Марка в Венеции. Он сменил Кавалли, который был назначен маэстро капеллы, и в начале 1676 года, после смерти Кавалли, безуспешно пытался занять его место и на этом посту, что, должно быть, было его истинной мечтой. В 1677 году (как он уже делал это в 1673 году) он посетил представления своих произведений в Неаполе. Болезнь вынудила его продлить отпуск, и после длительных переговоров он был освобожден от своей должности в Венеции. Он получил должность преподавателя в консерватории Онофрио в Неаполе и звание почетного органиста при дворе, где в 1680 году он был назначен маэстро ди капелла. Его должность дала ему возможность представить на неаполитанской сцене несколько своих старых опер из Венеции и Вены. Из его переписки с Марко Фаустини (в I-Vas) явствует, что он был болезненного телосложения и часто был вынужден вступать в постоянные и, казалось бы, мелкие ссоры из-за оплаты. Зиани написал свои первые три оперы для недолго просуществовавшего театра Аполлинара. Его опера "Судьба Родопы и Дамиры", единственная опера, поставленная в Венеции во время карнавала 1657 года, стала последней оперой, представленной там. Марко Фаустини был импресарио этого театра; после 1657 года он ушел, чтобы вновь открыть театр Кассиано, который, в свою очередь, покинул в 1660 году, чтобы управлять театром Джованни и Паоло. Фаустини нанимал Зиани для всех театров, которыми тот руководил. 12 писем, которые Зиани отправил Фаустини из Вены и Инсбрука в 1665-1666 годах, описывают процесс подготовки венецианской оперной постановки. Это свидетельствует о поразительной скорости, с которой были написаны некоторые оперы; например, Зиани утверждал, что написал "Аннибала в Капуе" за пять дней. Либретто, поставленные Зиани для коммерческих театров Венеции, сочетают в себе серьезные и комические элементы; лишь немногие из них используют героическую позицию и исторические сюжеты, которые преобладали в конце столетия. Драматические тексты, которые он ставил для Вены, иногда были менее масштабными, чем оперы. Некоторые из них предназначались для придворных торжеств, таких как день рождения императора Леопольда I или вдовствующей императрицы Элеоноры. В ходе карьеры Зиани Кавалли, доминировавший в венецианской опере до 1660-х годов, был вытеснен молодым поколением Антонио Сарторио, Карло Паллавичино и Джованни Легренци. Наряду с Кести, Зиани сыграл важную роль в переходе от стиля Кавалли к стилю молодого поколения, главным образом потому, что откликнулся на стремление аудитории середины XVII века к легкодоступному лиризму. В одном из своих писем он утверждает, что публика потеряла интерес к длинным монологам (характерным для Кавалли), предпочитая канцонетты. Контраст между 38 ариями из "Фортуны Родопы и Дамиры" и 63 ариями из его последней оперы "Невиннорожденная" (1683) иллюстрирует перемены, произошедшие за время его карьеры. Формальное разнообразие и плавный переход от одного декламационного стиля к другому характеризуют оперы Зиани. Вплоть до начала 1670-х годов он использовал различные формы арий, любая из которых могла быть строфической: двудольные арии, арии в форме аббата и арии с припевами, включая арии в начальной форме да капо. К концу 1670-х годов преобладает форма да капо. Он часто использовал остинато и шагающие басы в ситуациях, когда персонаж противостоит непримиримым силам. Пассажи ариозо, часто трехметровые, плавно переходят в речитатив. Инструментальные силы Зиани гибко реагируют на голос. Большинство арий, как и речитатив, сопровождаются только континуумом. Отрывные ритурнели иногда следуют за ариями-континуумами или, реже, предшествуют им. В сопровождаемых ариях верхние мелодические инструменты обычно чередуются с голосом. Сохранившиеся немногочисленные документы свидетельствуют о том, что состав участников венецианских опер Зиани был невелик – от 10 до 15 музыкантов, играющих на струнных инструментах, континуо и иногда на одной или двух трубах. Оратории Зиани по своим характеристикам напоминают оперы, но в них больше внимания уделяется весомым музыкальным элементам, особенно контрапунктическому исполнению. Фугальные партии также заметны в сонатах Зиани, большинство из которых состоят из трех-четырех частей. Большинство из них начинаются с такой части, отличительной чертой которой является регулярный ритм и написание партий, что часто приводит к появлению гармонических резкостей. Финалы, как правило, выдержаны в стиле джигу. Сонаты похожи по стилю на произведения венецианских современников Зиани, таких как Легренци и Массимилиано Нери.

Ноты сочинений Пьетро Андреа Зиани на сайте библиотеки IMSLP