Зиани, Марк'Антонио
1653 - 1715

Назад

Марк'Антонио Зиани (Marc’Antonio Ziani) - Итальянский композитор, частично работавший в Австрии

Родился в 1653 году, Венеция - умер 22 января 1715 года, Вена. 

Племянник Пьетро Андреа Зиани. К концу XVII века он был ведущим оперным композитором Венеции, а в начале XVIII века - важной фигурой при императорском дворе в Вене.

Вероятно, наибольшее влияние на раннюю жизнь Зиани оказал его дядя, у которого он, возможно, учился. Несомненно, репутация Пьетро Андреа и его связи, особенно в Венеции и на протяжении всей его жизни, должны были помогать Зиани. Марк'Антонио начал свою карьеру оперного композитора в 1674 году с адаптации старых произведений для венецианской сцены. В 1677 году он выступил посредником для своего дяди (который находился в Неаполе) во время переговоров с Марко относительно должности первого органиста; после того, как Пьетро Андреа ушел в отставку, Марк'Антонио смело подал заявку на эту должность, но был отвергнут. Пьетро Андреа, возможно, организовал постановку первой оперы своего племянника "Алессандро Маньо в Сидоне", впервые поставленной в Венеции в 1679 году, для повторения в Неаполе позднее в том же году. Возможно, Зиани присутствовал у смертного одра своего дяди в Неаполе в начале 1684 года. Письма, написанные в 1699 и 1703 годах, позволяют предположить, что он провел значительное количество времени в Болонье и, возможно, учился там. 28 сентября 1686 года Зиани стал маэстро кьезской капеллы Фердинандо Карло Гонзага, последнего герцога Мантуанского; возможно, на это назначение повлияла прошлая служба его дяди императрице Элеоноре Гонзага в Вене. Утверждение Каффи ("История музыки", 1854-1855) о том, что герцог платил Зиани за то, чтобы тот давал уроки музыки Кальдаре, остается недоказанным. Хотя Зиани состоял на службе у Фердинандо Карло по крайней мере до 1691 года, он продолжал активно работать в Венеции, где герцог часто бывал. Вскоре он стал (вместе с Поллароло) одним из ведущих оперных композиторов республики. Он был членом венецианской конгрегации Святой Чечилии (1687) и гильдии инструменталистов "Арте де Сонадори" (около 1694, предположительно в качестве органиста); возможно, он также был связан (как и Пьетро Андреа) с Оспедале дельи Инкурабили. Его венецианские оперы неоднократно переиздавались в других городах, особенно успешным был Тулло Остилио. В 1695 году он руководил постановкой оперы "Аманте эроэ" (в роли Алессандро Аманте эроэ) в Турине. Уже на пике блестящей карьеры в Венеции, 1 апреля 1700 года Зиани был назначен заместителем гофкапельмейстера императора Леопольда I в Вене. В декабре 1711 года он участвовал в коронации Карла VI во Франкфурте, а 1 января 1712 года Карл официально присвоил ему звание гофкапельмейстера (предыдущий гофкапельмейстер, Антонио Панкотти, умер в 1709 году). В Вене в обязанности Зиани входило сочинение опер и небольших драматических пьес для дней рождения и именин членов императорской семьи, а также для карнавала; вероятно, он написал несколько анонимных драматических произведений, исполнявшихся в Вене в те годы. Он также сочинял "сеполкри" для ежегодных празднований Страстной пятницы, а также мессы и песнопения для особых праздников и в дни святых. После его смерти его сменил заместитель гофкапельмейстера Дж. Дж. Фукс. Безупречная репутация Зиани стала очевидной и после его смерти, когда император назначил пожизненную пенсию не только его вдове, но и его брату Франческо. В соборе Святого Сальваторе в Венеции состоялась пышная поминальная служба, в которой Сенезино принял участие. Произведения Зиани продолжали регулярно исполняться в Вене вплоть до 1740-х годов, и он был упомянут в сатире Бартоломео Дотти (Амстердам, 1709) и в споре Лотти с Бонончини о плагиате. Он продолжал высоко цениться вплоть до конца XVIII века: Артеага, например, включил его в число тех композиторов, которые писали "в самом лучшем вкусе’. Некий Пьетро Зиани (р. около 1663, возможно, брат Марка Антонио) был назван одним из лучших скрипачей Венеции в 1706 году; он активно выступал как при Сан-Марко, так и при мантуанском дворе.

Первые известные работы Зиани, скромно представленные как "ретуши" опер более известных мастеров, на самом деле являются виртуальными переложениями, демонстрирующими уверенное владение венецианскими стилями. Его арии начала 1680-х годов, как правило, имеют повторяющийся басовый рисунок, часто имитируемый голосом; наиболее успешные номера (как у его дяди) - пронзительные, медленные арии в 3/2 или размеренные 4/4. Его речитатив изящен и мелодичен, его гармонические движения и мелодические интонации тщательно подобраны, чтобы отразить приливы и отливы драмы. Отличительной чертой стиля Зиани на протяжении всей его карьеры была попытка добиться разнообразия как в форме, так и в фактуре. Его произведения демонстрируют нежелание полностью подчиняться тенденции арии да капо, часто отдавая предпочтение измененным разделам Ля с кодами, а также более сложным формам и случайным фрагментам ариозо. К 1690-м годам он нашел творческие способы варьировать инструментальную фактуру, используя только струнные из 4 частей и континуо (иногда с трубой), типичные для Венеции; например, иногда он добавлял сложные линии обблигато для инструментов континуо. В Вене в распоряжении Зиани были огромные ресурсы. Он был частью блестящей команды, в которую входили Бонончини, Фукс и Ариости, придворные поэты Купеда, Бернардони и Стампилья, дизайнеры Бурначини и Галли-Бибьена, а также впечатляющая команда певцов и большой и интересный ассортимент виртуозных музыкантов-инструменталистов (включая композитора Ф.Б. Конти). Зиани особенно преуспел в последней группе: во многих ариях есть сложные партии-облигато для скрипки, виолончели, альта да гамба, фагота, тромбона (в духовных произведениях) и лютни ("Школа винчитора дель Инвидия", 1706); он был одним из первых, кто использовал шалюмо ("Кайо Попилио", 1704). В 1702 году гобой присоединился к венскому оркестру; с тех пор в произведениях Зиани регулярно используются гобои, которые часто играют самостоятельные партии, а иногда образуют концертино, контрастирующее со струнными. Шенбаум увидел параллели с Бахом в обращении Зиани с сольными инструментами, в контурах его тем и в характере тематического развития. Как и его дядя, Зиани являл собой образец превосходной техники, которой пользовались при императорском дворе. Его владение контрапунктом часто становится очевидным, как, например, в двойных фугах во вступлениях к его "Сеполкри" и в "твердой кантате" "Ла Скала" в опере "Жертвоприношение в Изакко" (1707), в которой струнные передают растущую тревогу персонажа, сплетая сложный контрапункт вокруг серии нарастающих гексахордов. Уэллс считал, что подобные произведения "едва ли когда-либо были превзойдены". В операх и ораториях Зиани широко использовались симфонии и ритурнели; в "Сеполкри" содержатся поразительные хроматические пассажи, которые, возможно, оказали влияние на Вивальди. Эмоциональный хроматизм также заметен в его поздних вокальных произведениях. Сохранилось огромное количество литургических произведений Зиани, большинство из которых, по-видимому, относятся к годам его пребывания в Вене; некоторые из них еще в 1785 году входили в репертуар австрийских монастырей. В этих произведениях используется как античный стиль ("con l'organo e senza"), так и более современные концертные стили с богатым набором инструментов.

Ноты сочинений Марк'Антонио Зиани на сайте библиотеки IMSLP