Дзерафа, Бениньо
1726 - 1804

Назад

Zerafa, Benigno

Портрет композитора Бениньо Дзерафа

  • Дата рождения: 25 августа 1726 года
  • Место рождения: Рабат
  • Дата смерти: 20 марта 1804 года
  • Место смерти: Валлетта

Биография

Бениньо Дзерафа был мальтийским композитором. Будучи мальчиком-сопрано в капелле собора Мдины, он получил своё начальное образование у её маэстро Пьетро Гристи (1696–1738). 8 июля 1738 года, с финансовой помощью капитула собора, он стал студентом Консерватории бедных Иисуса Христа в Неаполе, где учился у Франческо Фео, Альфонсо Каджи и Джироламо Абоса. Он вернулся на Мальту в 1744 году и 22 августа, когда ему ещё не было 18 лет, был назначен маэстро ди капелла собора. Его вспыльчивый характер стал вероятной причиной инцидента, который привёл к его увольнению в 1751 году. Поскольку подходящей замены не нашлось, он был восстановлен 15 апреля 1753 года на ещё лучших условиях и смог расширить и усовершенствовать капеллу. Он занимал эту должность до своей смерти, хотя лишь номинально после 1785 года из-за ухудшающегося здоровья. Его последнее сочинение, "Литании Пресвятой Деве Марии", датировано 1782 годом.

Дзерафа, который был рукоположен в священники 19 сентября 1750 года, был одарённым композитором. 170 его произведений сохранились (в соборе Мдины), все духовные и охватывают практически все современные жанры, а также старинный стиль. Необычно, что он предпочитал обработки мессы "Кирие–Глория–Агнец Божий". Он сочинил несколько таких произведений с многочастными структурами, либо для двойного, либо для одинарного четырёхголосного хора с инструментальным сопровождением. Чуткий и технически совершенный композитор глубины и индивидуальности, экономичность и аскетизм его краткого стиля создают ауру смиренной преданности в его музыке.

Творчество

Творчество Бениньо Дзерафы представляет собой важный этап в развитии мальтийской церковной музыки XVIII века. Его произведения демонстрируют синтез неаполитанской школы композиции с местными музыкальными традициями. Особенностью его стиля является сочетание барочной сложности с аскетичной выразительностью, что создаёт уникальное звучание, отражающее его духовные устремления как священника и композитора. Его мессы и духовные концерты отличаются тщательной проработкой полифонической фактуры при сохранении ясности текстоизложения.

Произведения

Мессы

  • Месса для смешанного хора, смешанного хора и инструментов (1743)
  • Реквием для смешанного хора и инструментов (1744)
  • "Пасторальная месса" для смешанного хора и инструментов (1746)
  • Месса для смешанного хора, смешанного хора и инструментов (1752)
  • Месса для двух сопрано, баса и инструментов (1764)
  • Реквием для двух сопрано, альта, тенора, баса и инструментов (1765)

Псалмы, песнопения, гимны

  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") для смешанного хора, смешанного хора и инструментов (1743)
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") для двух сопрано, альта, тенора, баса и инструментов (1744)
  • "Блажен муж" ("Beatus vir") для баса и инструментов (1745)
  • "Тебе Бога хвалим" ("Te Deum") для смешанного хора и инструментов (1746)
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") для смешанного хора и инструментов (1753)
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") для смешанного хора, смешанного хора и инструментов (1755)
  • "Приветствую тебя, царица" ("Salve regina") для двух сопрано, баса и бассо континуо (1764)
  • "Хвалите, отроки" ("Laudate pueri") для сопрано и инструментов (1764)
  • "Если Господь" ("Nisi Dominus") для сопрано, 2 скрипок и органа (1764)
  • "Блажен муж" ("Beatus vir") для сопрано и инструментов (1765)
  • "Исповедую" ("Confitebor") для сопрано и инструментов (1765)

Мотеты, арии

  • "Весело восстань" ("Laeta surge") для смешанного хора и инструментов (1749)
  • 2 мотета для процессии Вознесения для смешанного хора, скрипки и органа (1753)
  • "Счастливая карина" ("Felise carina") для сопрано и инструментов (1758)
  • 6 мотетов на все времена для смешанного хора и органа (1781)