Зеленка, Ян Дисмас
1679 - 1745
Назад
Ян Дисмас Зеленка (Jan Dismas Zelenka) - Чешский композитор
Родился 16 октября 1679 года, Лоуновице-под-Блаником - умер 22/23 декабря 1745, Дрезден.
Первым учителем Зеленки, вероятно, был его отец Иржи, кантор и органист приходской церкви Лоуновице, деревни к юго-востоку от Праги. Музыка к школьной драме 1704 года, поставленной в иезуитском колледже Святого Микулаша в Малом городе Праги, является самым ранним известным произведением Зеленки (zwv245, музыка утрачена). Дальнейшие работы, написанные для иезуитской коллегии Клементинум в Праге, позволили предположить, что он получил иезуитское образование в этом городе. В 1709 году он был прикреплен к пражскому дому члена семьи фон Хартиг, возможно, Яна Губерта. Зеленка переехал в Дрезден примерно в 1710-1711 годах в качестве виолончелиста в Хофкапелле. Его начальная зарплата в 300 талеров выросла до 400 в 1714 году и оставалась на этом уровне в течение следующих 18 лет. Зеленка объяснил это увеличение исполнением своей Миссии Святых Цецилий (zwv1), прочитанной в 1711 году в новой католической Хофкирхе. Эта церковь, открытая для посещения, была основана после обращения в 1697 году саксонского курфюрста Фридриха Августа I, который в том же году стал королем Польши. С 1710 года тамошние капелланы находились в ведении иезуитской провинции Богемия. "Молодые богемские музыканты исполняли обычную литургическую музыку; королевские музыканты выступали по большим праздникам и государственным торжествам". 1716-19 годы - это период учебы и путешествий Зеленки, хотя подробности остаются неясными. Сообщения о посещении Неаполя (Рохлиц) и обучении в Венеции у Лотти (Фюрстенауг) не подтверждены, но в документе саксонского суда от 26 ноября 1715 года предписывалось выделить 1200 талеров на поездку в Италию четырех дрезденских музыкантов: Кристиана Петцольда, Иоганна Георга Пизенделя, Селенки и Й.C. Рихтер. Хотя Зеленка просил короля предоставить ему возможность провести год обучения в Италии и Франции (1712), именно в Вене он получил образование у императорского капельмейстера Й.J. Фуси. Различные произведения (zwv149, 166, 183 и 185) и разделы четырехтомной музыкальной библиотеки Collectaneorum (D-Dlb Mus. 1-В-98) датированы периодом с 1717 по февраль 1719 года в Вене. В более поздних петициях Зеленка писал, что там, по королевскому приказу, он служил принцу-выборщику в течение 18 месяцев. К карнавалу 1719 года он вернулся в Дрезден. После закрытия Дрезденской оперы в 1720 году внимание музыкантов переключилось на королевскую капеллу, где капельмейстер Дж.D. Хейнихен, Дж.A. "Ристори (директор польской капеллы и Comici Italiani) и Зеленка начинают сочинять, собирать и аранжировать музыку для ее использования". Поддержка и покровительство принца-выборщика и его супруги из династии Габсбургов Марии Жозефы привели к активной пропаганде католической литургической музыки в Дрездене. Основные сочинения начала этой эпохи включают знаменитое собрание из шести сонат Зеленки (zwv181) и произведения для Страстной недели (zwv53 и 55-6). В 1721-1722 годах Зеленка посетил Прагу, а в 1723 году Коллегиум Клементинум поручил ему написать и срежиссировать мелодраму "Святой Вацлав" (zwv175) для пражских торжеств, посвященных коронации Карла VI и Елизаветы Кристины в качестве короля и королевы Богемии. Публикация в ежегодном литературном журнале коллегий Общества в Праге и С. "Клементе, 1723 год" подтверждает огромный успех спектакля, который был дан 12 сентября 1723 года в присутствии императорской четы: в нем даже сообщается, что некоторые знатные зрители отдали предпочтение мелодраме Зеленки, а не опере Фукса "Констанца и Фортецца" для этих торжеств. Инструментальные композиции Зеленки, датированные "Прага, 1723 год", вероятно, предназначались для мероприятий во время коронационных торжеств. В начале 1726 года Зеленка начал составлять опись своих сочинений и собраний сочинений под названием inventory rerum musicarum ecclesiae servientium (D-Dlb Bibl. Arch. III, Hb 787d). Несмотря на то, что во второй половине 1720-х годов он создал огромное количество духовной вокальной музыки, ему по-прежнему платили как инструменталисту среднего звена, хотя в официальном документе от 1729 года он именовал себя "Композитором Полонии’. После смерти Хайнихена в июле 1729 года Зеленка взял на себя большую часть музыкальных обязанностей в дрезденской королевской капелле. Неудивительно, что он рассчитывал сменить Хайнихена на посту капельмейстера, но его надежды рухнули из-за растущего желания князей-выборщиков возродить оперное искусство. На протяжении 1720-х годов в Дрездене работали итальянские певцы, а в 1730 году прибыла новая, специально обученная группа, за которой в 1731 году последовал Хассе. С этого времени композиционная активность Зеленки значительно снизилась. "Намеки на болезнь и долгое судебное разбирательство содержатся в недатированном черновике обращения к Марии Жозефе". После смерти в феврале 1733 года Фридриха Августа I, для дрезденских экзекуций которого он написал музыку (zwv46–7), Зеленка представил своему преемнику Фридриху Августу II прошение (датированное 18 ноября 1733 года) с просьбой о назначении на должность капельмейстера. Он также потребовал возмещения своих прежних расходов в Вене, расходов на копирование и надбавки к зарплате, которая, по его мнению, должна была быть выплачена ему после смерти Хайнихена. Восемь итальянских арий, датированных октябрем 1733 года (zwv176), вероятно, были призваны поддержать петицию, продемонстрировав его потенциал как светского вокалиста. Несмотря на эти усилия, именно Хассе в 1733 году официально получил желанный титул. В последующие годы частые визиты двора в Польшу и Хубертусбург привели к потере постоянного королевского покровительства музыке Дрезденской католической капеллы и к нежеланию некоторых членов хофкапеллы сотрудничать в исполнении литургической музыки. Саксонский государственный календарь относил Зеленку к "Контрас-бассо и композитору" (1732), "Композитору" (1731-1732), а с 1735 года и до его смерти - ‘Кирхен композит [eur]’. В 1736 году его годовое жалованье возросло до 800 талеров, что стало результатом еще одного ходатайства. Зеленка умер от отека ("Wassersucht") в ночь с 22 на 3 декабря 1745 года и был похоронен 24 декабря на католическом кладбище в Дрездене. Фюрстенау сообщал, что современники считали Зеленку "сдержанным, фанатичным католиком, но в то же время респектабельным, тихим, непритязательным человеком, заслуживающим величайшего уважения’. У неизвестных бенефициаров Зеленки (он не был женат) Мария Жозефа приобрела его композиции и музыкальное имущество, сохранив таким образом эти сокровища для Дрездена. Среди его учеников по композиции были Дж.J. Кванц, Дж.G. Харрер и Иоганн Георг Реллиг.
По сравнению со многими его современниками, музыкальная деятельность Зеленки была невелика. Его величайшие произведения были написаны в начале 1720–х годов и в последние годы жизни (особенно мессы, начинающиеся с zwv17, и литании zwv151-3). Однако самыми плодотворными были годы второй половины 1720-х годов, и это привело Райха к наблюдению, что творческая кривая Зеленки не совпадала с кривой производительности (Хорн и Кольхазе, 1989, с. 14-15).280–81). Его музыкальный язык в высшей степени оригинален, а его литургические произведения демонстрируют стремление к богатому музыкальному выражению текстов. Это, в сочетании с контрапунктическим мастерством, вызвало восхищение современников Зеленки (Баха, Телемана, Пизенделя, Маттесона и Мицлера) и более поздних комментаторов (Герберта, Рохлица и Фюрстенау). В больших и малых псалмопевных композициях структурные особенности рефрена и остинато, использование cantus firmi и повторяющихся музыкально-риторических фигур - все это восходит к практике эпохи Монтеверди. Многие сцены из псалмов завершаются замечательными двойными фугами; другие демонстрируют интерес Зеленки к масштабной циклической форме. Заключительные мессы и литании, ярко выражающие духовность Зеленки, особенно примечательны как примеры монументальных "численных" произведений, включающих великолепные хоровые части с мощными ритурнелями, арии в стиле галант и хоры а капелла в архаичном стиле. Экстраординарные ритмические изобретения (элементы которых могут быть заимствованы из богемской народной музыки) характеризуются асимметричным расположением тактов, частым использованием триплетов, заботой о ритмических пропорциях, узорах и повторяющихся ритмических фразах. "Гармонических мотивов и последовательностей предостаточно". Часто появляются повторяющиеся переходы между параллельными мажорными и минорными тональностями, хроматизмы, возникающие из-за использования passus duriusculus, и концентрированные гармонические прогрессии с нарастающими паузами (напоминающими Лотти). Символический и программный фон шести сонат (zwv181) был найден в аналитических исследованиях (Reich, 1987). Находясь под влиянием Фукса, Зеленка был внимателен к современным тенденциям французской и итальянской музыки, и это особенно заметно в каприччио, сочиненных в Вене около 1717-1818 годов (zwv182–5). Иногда проявляется своеобразный юмор, особенно в некоторых частях каприччио, с их высокими роговыми партиями. С конца 1720-х годов черты стиля галант становятся все более очевидными, а начиная с начала 1730-х годов заметно влияние Хассе (Horn, 1996/7, с.151). Партитуры-автографы указывают на то, что для большинства литургических произведений требуются четыре солиста, хор из четырех человек, струнные (тенор-альт исчез из партитур Зеленки в середине-конце 1720-х годов), гобои-рипиено (иногда "кон сордини") и бассо континуо. Часто используются флейты, магнитофоны для исполнения пасторальной рождественской музыки (zwv8, 171 и 172), а шалюмо часто играет роль обязаловки. "На некоторых праздничных мессах к трубам и литаврам присоединяется пара рожков, а тромбоны появляются в музыке-реквиеме". Творческая оркестровка Зеленки особенно очевидна в "Движении к Кальварию" (zwv62), где согласованное сближение деревянных духовых инструментов в одной арии (№ 20) предвосхищает практику оркестровки классической эпохи.
Ноты сочинений Яна Дисмаса Зеленки на сайте библиотеки IMSLP