Зеленка, Ян Дисмас
1679 - 1745
Назад
Zelenka, Jan Dismas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Первым учителем Зеленки, вероятно, был его отец, Иржи, кантор и органист приходской церкви в Лоуновице, деревне к юго-востоку от Праги. Музыка для школьной драмы 1704 года, исполненной в иезуитской коллегии Святого Микулаша в Малой Стране Праги, является самым ранним известным сочинением Зеленки. Дальнейшие произведения, сочинённые для иезуитского Коллегиума Клементинум в Праге, привели к предположению, что он получил иезуитское образование в этом городе. В 1709 году он был прикреплён к пражскому дому члена семьи фон Хартиг, возможно, Яна Губерта. Зеленка переехал в Дрезден около 1710–1711 годов в качестве контрабасиста в придворной капелле. Его начальный оклад в 300 талеров увеличился до 400 в 1714 году и оставался на этом уровне в течение следующих 18 лет. Зеленка приписывал это увеличение исполнению своей "Мессы Святой Цецилии", данной в 1711 году в новой католической придворной церкви. Эта церковь, открытая для публики, была основана после обращения в 1697 году саксонского курфюрста Фридриха Августа I, который в том же году стал королём Польши. С 1710 года капелланы там управлялись иезуитской провинцией Богемии. Молодые богемские музыканты обеспечивали обычную литургическую музыку; королевские музыканты выступали в высокие праздничные дни и по государственным случаям.
Годы 1716–1719 представляют собой период учёбы и путешествий для Зеленки, хотя детали остаются неясными. Рассказы о визите в Неаполь и учёбе в Венеции у Лотти не подтвердились, но саксонский придворный документ от 26 ноября 1715 года предписывал выделить 1200 талеров на поездку в Италию четырёх дрезденских музыкантов: Кристиана Петцольда, Иоганна Георга Пизенделя, "Зеленки" и И. К. Рихтера. Хотя Зеленка просил короля о возможности провести год обучения в Италии и Франции (1712), именно в Вене он получил инструкции от императорского капельмейстера И. И. Фукса. Различные произведения и разделы "Собрания музыкальных книг четырёх" датированы из Вены между 1717 и февралём 1719 года. В более поздних прошениях Зеленка писал, что там, по королевскому приказу, он служил курпринцу в течение 18 месяцев. К карнавалу 1719 года он вернулся в Дрезден.
После закрытия дрезденской оперы в 1720 году музыкальное внимание обратилось к королевской капелле, где капельмейстеры И. Д. Хайнихен, Г. А. Ристори (директор Польской капеллы и "Комедии итальянцев") и Зеленка начали сочинять, собирать и аранжировать музыку для её использования. Поддержка и покровительство курпринца и его супруги-габсбуржки Марии Йозефы привели к активному продвижению католической литургической музыки в Дрездене. Крупные сочинения начала этой эпохи включают знаменитый набор из шести сонат Зеленки и произведения для Страстной недели. В 1721–1722 годах Зеленка посетил Прагу, а в 1723 году Коллегиум Клементинум заказал ему сочинить и дирижировать его "Мелодрамой о Святом Вацлаве" для пражских торжеств по случаю коронации Карла VI и Елизаветы Кристины как короля и королевы Богемии. Отчёт в "Ежегодных письмах Коллегии Общества Иисуса в Праге у Святого Клемента за 1723 год" подтверждает огромный успех исполнения, данного 12 сентября 1723 года в присутствии императорской четы: он даже сообщает, что некоторые благородные зрители выразили предпочтение мелодраме Зеленки перед оперой Фукса "Постоянство и Сила" на этих торжествах. Инструментальные сочинения Зеленки, датированные "Прага, 1723", вероятно, предназначались для мероприятий во время коронационных празднеств.
В начале 1726 года Зеленка начал составлять опись своих сочинений и собрания работ "Инвентарий музыкальных предметов, служащих церкви". Несмотря на огромный объём созданной духовной вокальной музыки во второй половине 1720-х годов, он продолжал получать оплату как инструменталист среднего ранга, хотя в официальном документе 1729 года он именовал себя "Композитором Его Величества Короля Польши". После смерти Хайнихена в июле 1729 года Зеленка взял на себя большую часть музыкальных обязанностей в дрезденской королевской капелле. Неудивительно, что он ожидал занять пост капельмейстера после Хайнихена, но его надежды рухнули из-за растущего желания курпринцев восстановить оперу. На протяжении 1720-х годов в Дрездене работали итальянские певцы, и в 1730 году прибыла новая, специально обученная группа, за которой в 1731 году последовал Хассе. С этого времени композиторская активность Зеленки значительно снизилась. Намёки на болезнь и длительный судебный процесс содержатся в недатированном черновике обращения к Марии Йозефе. После смерти в феврале 1733 года Фридриха Августа I, для дрезденских заупокойных служб по которому он сочинил музыку, Зеленка подал его преемнику Фридриху Августу II прошение с просьбой о назначении на должность капельмейстера. Он также просил возмещения своих прежних венских расходов, затрат на переписку и надбавки к жалованью, которая, как он считал, должна была быть выплачена ему после смерти Хайнихена. Восемь итальянских арий, датированных октябрём 1733 года, вероятно, предназначались для поддержки прошения путём демонстрации его потенциала в области светской вокальной композиции. Несмотря на эти усилия, именно Хассе в 1733 году формально получил желанный титул.
В последующие годы частые визиты двора в Польшу и Хубертусбург привели к утрате постоянного королевского покровительства музыке дрезденской католической капеллы и к отсутствию сотрудничества со стороны некоторых членов придворной капеллы в исполнении литургической музыки. Саксонский придворный и государственный календарь указывал Зеленку как "Контрабасист и композитор", "Композитор" и, с 1735 года до его смерти, "Церковный композитор". В 1736 году его годовой оклад вырос до 800 талеров в результате очередного прошения. Зеленка умер от водянки в ночь с 22 на 23 декабря 1745 года и был похоронен 24 декабря на католическом кладбище в Дрездене. Фюрстенау сообщал, что современники считали Зеленку "замкнутым, фанатичным католиком, но также почтенным, спокойным, скромным человеком, заслуживающим величайшего уважения". У неизвестных наследников Зеленки (он не был женат) Мария Йозефа выкупила его сочинения и музыкальное наследие, сохранив таким образом эти сокровища для Дрездена. Среди его учеников по композиции были И. И. Кванц, И. Г. Харрер и Иоганн Георг Рёллиг.
По сравнению со многими современниками музыкальное наследие Зеленки невелико. Его величайшие произведения были созданы в начале 1720-х годов и в последние годы жизни. Однако наиболее продуктивными были годы второй половины 1720-х годов. Его музыкальный язык высоко оригинален, а литургические произведения демонстрируют заботу о богатом музыкальном выражении текстов. Это, сочетаясь с контрапунктическим мастерством, вызывало восхищение современников Зеленки. В крупных и малых псалмовых композициях структурные особенности рефрена и остинато, использование кантус фирмусов и повторяющихся музыкально-риторических фигур могут быть прослежены до практик эпохи Монтеверди. Многие обработки псалмов завершаются замечательными двойными фугами; другие демонстрируют интерес Зеленки к крупномасштабной циклической форме. Заключительные мессы и литании, мощные выражения духовности Зеленки, особенно примечательны как примеры монументальных произведений, состоящих из великих хоровых частей с мощными ритурнелями, арий в галантном стиле и хоров а капелла в архаичном стиле. Необычайное ритмическое изобретение характеризуется асимметричными группировками тактов, частым использованием триолей, вниманием к ритмическим пропорциям, паттернам и повторяющимся ритмическим фразам. Изобилуют гармонические мотивы и секвенции. Часто появляются повторяющиеся сдвиги между параллельными мажорными и минорными тональностями, хроматизмы, проистекающие из использования хода на увеличенную кварту, и концентрированные гармонические последовательности с нагромождениями задержаний.
На Зеленку повлиял Фукс, но он также был внимателен к современным развитиям во французской и итальянской музыке, что особенно очевидно в каприччио, сочинённых в Вене около 1717–1718 годов. Иногда проявляется причудливый юмор, особенно в некоторых частях каприччио с их высокими партиями валторн. С конца 1720-х годов всё более явными становятся характеристики галантного стиля, и, начиная с начала 1730-х годов, заметно влияние Хассе.
Автографы партитур указывают, что большинство литургических произведений требуют четырёх вокальных солистов, четырёхголосный хор, струнные, рипиено гобои и бассо континуо. Флейты часто используются, блокфлейты используются для пасторальной рождественской музыки, а шалюмо часто имеет облигатную роль. Трубы и литавры соединяются парой валторн в некоторых праздничных мессах, и тромбоны появляются в заупокойной музыке. Изобретательная оркестровка Зеленки особенно очевидна в "Иисусе на Голгофе", где концертирующее облигатное письмо для деревянных духовых в одной арии предвосхищает практики оркестровки классической эпохи.
Мессы
Оратории
Литании
Инструментальные произведения
Псалмы и другие духовные сочинения
Ноты сочинений Яна Дисмаса Зеленки на сайте библиотеки IMSLP