Зарт, Георг (Иржи)
1708 - 1778

Назад

Георг (Иржи) Зарт (Georg (Jiří) Zarth (Čart)) - Богемский композитор и скрипач

Родился 8 апреля 1708 года, Хохтан, графство Дойчброд, Богемия - умер после 1778 года, Мангейм.

Свое самое раннее музыкальное образование он получил у Лукаса Лоренца, немецкого педагога, у которого, как утверждается, учился Иоганн Стамиц. Около 1725 года он отправился в Вену, где учился игре на скрипке у Ф.Я. Тиммера и Й.А. Розеттера и брал уроки игры на флейте у Биарелли. Затем Зарт поступил на службу к графу Пахте в Райове, но недолго оставался на этом посту; он подружился с Францем Бендой, и, поскольку оба были одинаково недовольны своим положением, в 1729 году они внезапно покинули Вену и бежали в Польшу. После короткой остановки в Бреслау они нашли работу недалеко от Варшавы у старосты Сучачевского. С этого момента и до 1757 года карьера Зарта очень сильно отличалась от карьеры Бенды. Они оставались со старостой около двух с половиной лет, прежде чем сначала Бенда, а затем и Зарт ушли, чтобы присоединиться к польской королевской капелле в Варшаве. После восшествия на престол Августа II в 1733 году оба музыканта перешли в Дрезденскую хофкапелле. Однако их назначение было недолгим, поскольку в 1734 году Зарт последовал примеру Бенды и принял приглашение в часовню наследного принца Фредерика в Руппине. Зарт оставался на службе у Фридриха более 20 лет, переехав вместе с остальными членами часовни в Райнсберг в 1736 году, а затем в Берлин после восшествия Фридриха на престол в 1740 году. Только в 1757 или 1758 годах карьеры Бенды и Зарта разошлись: в то время как Бенда остался в Берлине, Зарт получил должность в Мангейме. В 1767 году он числился в числе первых скрипачей, а в 1778 году все еще был членом придворного оркестра, когда мюнхенские архивы зафиксировали выплату скрипачу "Царду" 800 гульденов. Поскольку сохранилась лишь небольшая часть музыки Зарта, трудно оценить его развитие как композитора. Напечатанные сонаты, по-видимому, являются ранними произведениями, написанными, когда стиль Зарта еще основывался на барочной идиоме. Аллегро из соч.2 №5 характерно своей опорой на последовательную композицию и красочным использованием струнной техники. В других работах Зарт придерживался более галантного стиля, но он никогда не был в авангарде событий; его переезд в Мангейм состоялся слишком поздно, чтобы иметь решающее значение.

Ноты сочинений Георга Зарта на сайте библиотеки IMSLP